Урок обучения грамоте "Путешествие в зимнюю сказку" |
Обучение грамоте | |||
Автор: Потыльчак Людмила Эдмундовна | |||
08.04.2015 07:22 | |||
Урок обучения грамоте "Путешествие в зимнюю сказку" Тема: Закрепление букв, изученных ранее. Повторение пройденного материала. Цели: 1.Закрепление навыка чтения с опорой на гласные, формирование навыка плавного, осознанного слогового чтения. Повторение ранее изученных букв, чтение слогов, слов с изученными буквами. 2. Развитие артикуляционного аппарата, речи, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, антиципации, грамматического строя языка. Оборудование: Магнитофон, конфетти, снежинки из бумаги для оформления класса, предметные картинки на тему “Одежда”, снежинки, на которых написаны слоги, модели сугробов из ватмана, рисунки животных и деревьев, ледяная пещера, ледяные глыбы, бумажные куклы- Зимушка, Снегурочка. ХОД УРОКА: 1. Организация класса. Под музыку учитель читает стихотворение и посыпает снежное конфетти Снег летает и сверкает Сыплет, сыплет снег – снежок, - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. (с этими словами учитель опускает снежинку) 2. Актуализация внимания. -Ребята, отгадайте загадку: Снег на полях, -И к нам в гости заглянула зима. -Посмотрите, как красиво стало в нашем классе. Машет варежкой Зима, - Что ты делаешь Зима? - Строю я темницы Для зверей и птицы. Ветер северный, метель… -Что же будем делать, милые ребятки? -Чем грозит Зима седая, отвечайте по порядку. (Дети дают полные ответы) -Какой праздник грозит испортить Зима? (Новый год) -Какая Зима? (Злая, сердитая, суровая и т.д.) 3. Сообщение темы и целей урока. -Что ж, в дорогу поскорей Нужно собираться Выручать пойдём друзей. Надо одеваться. (На доске – предметные картинки на тему “ Одежда”) - Назовите предметы, изображённые на доске. - Как одним словом их можно назвать? (Одежда) -Какие предметы одежды вы выберете для нашего путешествия? (Шапку, пальто, валенки, шарф, варежки) -Почему? (На улице зима, нужно одевать тёплые вещи) -Ну вот, в дорогу готовы. -Но, кроме одежды, нам понадобятся знания, полученные на прошлых уроках. -Ох, и трудное предстоит путешествие, что- то мне страшно. Может, не пойдём? (Нет, пойдём) -Правильно, мы же дружные ребята, а вместе с любой бедой легко справиться. 4. Закрепление пройденного. 1. Чтение слогов-слияний и дополнение их до слов. (Звучит “Вальс” из кинофильма “Мой нежный и ласковый зверь”) -Кажется, начинается метель, посмотрите, сколько снежинок поднялось вверх с земли. (Снежинки находятся над доской)
Надо слоги прочитать и до слов дополнить. (На снежинках из бумаги – слоги: ПА,ПИ, ПЫ, ПУ, ПО, РА.) -Читаем слоги. Какой слог лишний? Почему? (РА- потому что стоит с согласной “Р”, а остальные с согласной “П”) -Какой слог ещё можно выделить? (ПИ-слог слияния мягкого согласного с гласным, остальные слоги слияния твёрдого согласного с гласным) - Продолжаем путь. Метель успокоили. Посмотрите какие сугробы она намела! -Ну что ж придётся и через них пробираться. Первый ещё ничего, а вот второй и третий. Может, вернёмся? (Нет) (Слоги, слова, предложения записаны на полосках ватмана, нарезанного в виде сугробов.) Первый сугроб. 2. Плавное чтение нескольких слогов-слияний на одном дыхании с опорой на гласные. Тогда вперёд, побольше воздуха в лёгкие и на выдохе… Второй сугроб. 3. Упражнение на развитие навыка плавного осознанного чтения (Первый слог произносится низко, второй – высоко.) Второй сугроб. Что прочитали? (Предложение) -Докажите. Третий сугроб. 4. Чтение предложения, записанного в одно слово: Каккрасивлесзимой -Здесь совсем ничего непонятно. -Читаем гласные. -Читаем полностью, что написано? (Предложение) -О чём речь- кто скажет? (О красоте леса зимой) -Какой знак поставим в конце предложения? (Восклицательный знак)
Чтоб выделить волнение, тревогу, торжество. -Прочитаем предложение с нужной интонацией. 5. Физпауза - Всё зима, зима, а я хочу лето. -Земляники хочу. -Давайте немножко отдохнём. -В огороде, в огороде вот беда. Поселилась, появилась лебеда. Уничтожу лебеду. Засучили рукава, Поработали на славу. 5. Упражнение на развитие артикуляции, речи, мышления. “Абракадабра” -Я вижу на горизонте лес, а на опушке леса животных. (На доске рисунки деревьев и животных) -Читаем гласные. -Читаем слова. -Какое слово лишнее? Почему? (Зебры) -Какое слово спряталось? (Звери) -Читаем слова “абракадабра”, т.е. справа налево. -Какое слово понравилось? -Составьте красивое предложение с любым из слов. 6. Упражнение на развитие эмоционально-познавательной сферы, памяти. -А я вам предлагаю выучить стихотворение о зайчишке. Стой, зайчишка, Отморозишь ножки. (Чтение стихотворения шепотом, вполголоса, в полный голос) -А сейчас читаем стихотворение так, словно вас кто-то обидел. (Чтение детей) -Читаем стихотворение с чувством радости. (Чтение детей) -А как бы это стихотворение прочитал скромный, застенчивый, стеснительный человек. (Чтение детей) Слушаем дальше стихотворение. -На-ка варежки мои * Не могу туда бежать -Ох уж эта зима не угомонится, и ветер северный туда же. Вот волшебная сосна, в ней спасение наше Прочитать нужно слова, ветер стихнет сразу. 7. Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой с опорой на букву, которая обозначает гласный звук. (Дети читают слова, записанные на ёлочке: лес, лесок, лесник, лесовоз) Как понимаете эти слова? Что обозначает каждое слово? Составьте предложение с любым из слов. 6. Физпауза. 8. Упражнение на развитие антиципации. Ну что, зверятам помогли. Пойдём снегурочку выручать. Скоро праздник Новый год, ей нужно ребятам подарки готовить, а она в ледяной пещере томится. -Кто к пещере путь укажет, нам загадочка подскажет. Но сначала мы должны вставить в загадку недостающие слова. Меня не растили Ручки – сучки, -Кто догадался, какие слова пропущены? (Дети дополняют слова.) -Кто знает отгадку? -Правильно, снежная баба. -Вот она и укажет путь к снегурочке. (Музыка.) -А вот и ледяная пещера. (Ледяная пещера нарисована на ватмане.) -Вход завален ледяными глыбами, а на них непонятные знаки. Если буквы мы узнаем (На бумаге в виде ледяных глыб написаны элементы букв, дети должны узнать букву, дополнить её и из букв составить слова “ Зимушка хрустальная”) -Снегурочку освободили. (Рисунок Снегурочки) -Посмотрите, ребята, Зима злая, сердитая, суровая превратилась в Зимушку хрустальную. Мы помогли не только Снегурочке, но и Зимушке-зиме. Она стала доброй, ласковой. Они вас благодарят и ждут с нетерпением на Новогоднем празднике. -А нам нужно возвращаться в класс. Чтобы вы не скучали по дороге, Костя прочитает нам стихотворение. Белый, вкусный снег идёт, И тогда что будет, братцы! Плохо будет всем без снега! 9. Составление рассказа по картине. -Какие зимние забавы вы знаете? (Дети перечисляют виды зимних забав) -Посмотрите на картину, какое время года изображено? (Зима) -Почему так считаете? -Чем заняты дети? -Давайте дадим имена детям. -Какое у них настроение? -Составьте небольшой рассказ. (Дети составляют рассказ) 7. Итог урока. -Чем занимались? -Где побывали? -Что больше всего понравилось? -Что помогло преодолеть все трудности?
|