Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "С чего начинать обучение грамоте"
Обучение грамоте
Автор: Искакова Светлана Александровна   
27.12.2012 15:53

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "С чего начинать обучение грамоте"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 84"
Подготовила и провела воспитатель II квалификационной категории    Искакова Светлана Александровна, Березники, 2012
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. «Но как же так? – удивитесь вы. – Ведь обучение чтению – занятие серьёзное. Здесь нужны порядок, сосредоточенность, внимание, усидчивость, готовность трудиться, преодолевать трудности. В таком умении нет места прихотям, капризам, беспорядку и неожиданностям детской игры. Ребёнок и так почти всё время делает то, что ему хочется, надо же наконец воспитать в нём ответственность, умение подчиняться правилам!»
Парировать эти (на первый взгляд справедливые) возражения вам поможет собственный опыт общения с ребёнком. Вспомните, в каких ситуациях вам легче всего добиться от него послушания? Когда он с наибольшей охотой и старанием подражает вам, учится у вас? Ради чего он готов отказаться и от прогулки и от детской телепередачи, забыть недавнюю ссору?...Ну конечно, ради совместной игры. Важно помнить, что когда речь идёт о дошкольнике – широкое использование игровых приёмов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребёнка.


Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: во – первых, что речь «строится» из звуков, во – вторых, что между звуками и буквами существуют какие – то отношения. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, с – с – сон, со – о – он, сон – н – н). Как научить ребёнка такому способу обращения со словом? Ведь здесь нарушается естественное членения речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого.
Способ акцентрирования, интонационного выделения звуков в слове ребёнку легче передать в игре. Это могут быть игры – звукоподражания. Например:
- Ты слышал как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так ж – ж – ж – ж – ж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: «Давай друж – ж – жить! Ты где ж – ж – живёшь? А я ж – ж – живу в этом ж – ж – жилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирож – ж – жками и морож – ж – жженым».
Такие игры, как правило, легко подхватываются ребёнком. Сначала он повторяет за взрослыми, а затем и самостоятельно находит слова со звуком ж, выделяя его и подчёркивая «пчелиным» способом.
Для протягивания звуков В разыграть встречу двух машин:
- Я в – в – вожу овощи. А ты что в – в – возишь? Ты умеешь пов – в – вворачивать налев – в – во? А на прав – в – во? Дав – в – вай устроим сорев – в – внов – в – вания – кто лучше зав – в – водится. В – В – В – В ….
Когда ребёнок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.
- Скажи, с какого звука начинается слово МУХА? Протяни этот первый звук. А есть М в слове ДОМ? А в слове СТЕНА? Какие ты можешь назвать слова на звук М?
Дети с большой охотой будут решать задачу звукового анализа слов, если ей предать игровую форму. Например, игра в логопеда или в доктора Звукова. – Я доктор Звуков, - объявляете вы ребёнку, надев белую шапочку или взяв какой – нибудь врачебный атрибут.
- Если твои куклы ещё не научились выговаривать какие – нибудь звуки, я их вылечу.
- Таня – обращаетесь вы к кукле, - скажи: «На гор – р – ре Ар – р – рар – р – рат р – р – растёт кр – р – расный  виноград». – И отвечаете сами себе за куклу Таню: «На гол – л – ле Ал – л – ла – л – лат…»
- Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство:10 слов, на Р начинающихся, и 5 слов, на Р заканчивающихся. Вы можете ей подсказать слова сами? Или прислать к вам медсестру?
Ребёнок (в роли медсестры) называет слова, растягивая нужный звук, вы отвечаете за куклу Таню, постепенно «выздоравливая». Играть с  «картавящей Таней» следует в том случае, если ваш ребёнок сам не карта вит.
Игра «Звуковое лото». Детям предлагаются карты с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый показывает звук (например В) и спрашивает: «У кого есть слово со звуком В? Не обязятельно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня в – в – воробей». , «А у меня коров – в – ва». Картинку с правильно найденными звуками ребёнок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребёнку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Так например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребёнок ещё не подозревает, а различие мягкого и твёрдого звука, как правило чутко замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребёнок объявляет, что у него есть слово на звук З – ЗЕБРА, - взрослый должен легко поправить его: «Как ты говоришь – З – З – ЗЭ – БРА или З – З – ЗЕ – БРА? (З произносить легко, с улыбкой). Смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. А З я говорю твёрдо, без улыбки. Ну – ка, найди на карточке слово на твёрдый З. Конечно, З – З – ЗАЯЦ. Закрой зайца карточкой».
Готовя дошкольника к обучению, нельзя ни на миг забывать о потребности сегодняшнего дня, о необходимости развивать его игровые навыки. Однако, прежде чем учить ребёнка в игре, надо уметь играть самому. Вот примерные рассказы о типичных ошибках родителей, не умеющих играть или просто не доигрывающих.
- Давай поиграем! – предлагает папа дочке, и та немедленно взбирается к нему на колени.
- Какой первый звук в слове МАМА?
- Умница. А в слове ПАПА?
- П – П – П. Пап, а когда мы будем играть? Давай как будто я уже учусь в школе, а ты учитель. Давай?!
Так дочка учит папу игровой честности: за заманчивой заставкой «давай поиграем» не должен следовать чисто учебный разговор. Нужно создать хотя бы минимальную игровую условность: вообразить, что действие происходит в школе, распределить роли, ввести школьную атрибутику (доску, отметку…).
Школа – в данном случае – самый примитивный сюжет, который приходит в голову любому ребёнку.. Взрослый должен быть остроумнее и изобретательнее, стремясь не только научить ребёнка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение. Вот Сашина мама приглашает сына играть во «вкусные «. Она придумала новую игровую ситуацию и спешит проверить её в действии.
Мама. – Знаешь, кто прилетел сейчас ко мне на кухню?
Саша. – Кто? Шмель? Ты его прогнала?
Мама. – Карлсон прилетел! И сказал, что Саше вк – к – кусные к – к – кушанья начинаются на его звук – на К.
Док – к – ктор сказал Карлсону, чтобы он питался только продуктами на К, иначе у него испортится харак – к – ктер. (Маленького игрушечного Карлсона мама поставила перед сыном Саша рад поделиться со своим любимцем всем самым вкусным).
Саша. – Карлсон, ты будешь есть пирожки с грибами!
Мама. (прячет игрушку за спину). Он испугался и улетел.
Саша. – А чего он испугался?
Мама. – Наверное, боялся растолстеть. Ведь у него диета, ему можно только еду на К.
Саша. (кричит). Карлсон, лети обратно, я тебе к – к – конфету дам. Ты будешь к – к – кофе или к – к – какао?
Мама. (ставя игрушку на прежнее место). Он тебя услышал и вернулся.
Саша. (за Карлсона). К – к – кофе с к – к – конфетой? Это мой любимый завтрак! (изображает как Карлсон ест). К – к – как вк – к – кусно!
Мама. (включаясь в игру, говорит за Карлсона). Спасибо! К – к – классное к – к – кушанье. А завтра я буду есть только на М.
Саша. – М – м – мороженое будешь? А М – м – манную кашу?
Так сын дал урок игры: не стоит описывать действия героев и рассуждать по их поводу, надо действовать за героя и говорить от его имени. А то, что герой этой игры имел дело со звуками, - это уже заслуга мамы, придумавшей замечательную игровую ситуацию  для обучения звуковому анализу.
Итак, старайтесь строить обучение как полноценную игру: в ней есть условный, воображаемый мир, в котором действуют герои, играющие действуют за этих героев, а не разговаривают по поводу их действий. Если герои игры оперируют со звуками, то ваш ребёнок освоит звуковой анализ играючи.
Слоговый анализ – важная ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова.
Пятилетние дети наращивают слова путём прибавления слогов (кот – котик – котёнок – котофей), определяют количество слогов и последовательное их расположение, находят слово по его первой части (например: «Назовите слово, первая часть которого начинается на са, - сани, Саша, сахар, сапоги…»). Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове необходимо не только для подготовки детей  к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Велико значение этого умения для усвоения норм орфоэпии. Орфоэпия – это правила литературного произношения.
Ударение может служить одним из дополнительных грамматических средств при противопоставлении слов единственного и множественного числа, окончания которых изменяются в зависимости от места ударения (моря – моря).
Умение слышать ударный слог необходимо детям и для правильного понимания и произнесения тех слов, которые различаются только ударением (полки – полки, стрелки – стрелки), что повышает общую культуру устной речи.
Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик).
Для анализа предложений используются наглядно – действенные методы и приёмы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведётся работа по составлению предложений.
В основе обучения лежит следующее: чёткое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счёт (сколько слов, какое первое слово, какое идёт потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов  (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребёнку понять линейность (последовательность) речи.
С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нём слов.
Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счётной палочкой. Схемы – модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщённых представлений о строении предложения.
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
Воспитатель: «А сейчас, уважаемые родители составим предложение  из двух слов. Вы, Алексей Алексеевич будете словом обезьянка, а Вы, Сергей Юрьевич будете словом прыгает. Алексей Алексеевич, оденьте маску обезьянки. И так предложение Обезьянка прыгает. Скажите, кто должен встать первым, а кто вторым?»
Родители: «Первым Алексей Алексеевич, вторым Сергей Юрьевич».
Воспитатель: «Правильно. Встаньте по порядку. И так я читаю предложение Обезьянка прыгает. Попрыгайте пожалуйста сергей Юрьевич. Теперь я предлагаю вам поменяться местами. Прочитайте предложение».
Родители: «Прыгает обезьянка».
Воспитатель: «Верно. Теперь  первое слово – прыгает, второе – обезьянка. Вот таким образом вы научите детей составлять предложения. Спасибо Алексей Алексеевич, Сергей Юрьевич, присаживайтесь. А сейчас я прошу вас пройти за столы».
За столами родители практикуются в нахождениизвука Ш в разных частях слова через игру  «Звуковое лото» и делить слова на слоги, а также находить ударный слог через игру «Делим слова на слоги».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год