Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 84" Подготовила и провела воспитатель II квалификационной категории Искакова Светлана Александровна, Березники, 2012 С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. «Но как же так? – удивитесь вы. – Ведь обучение чтению – занятие серьёзное. Здесь нужны порядок, сосредоточенность, внимание, усидчивость, готовность трудиться, преодолевать трудности. В таком умении нет места прихотям, капризам, беспорядку и неожиданностям детской игры. Ребёнок и так почти всё время делает то, что ему хочется, надо же наконец воспитать в нём ответственность, умение подчиняться правилам!» Парировать эти (на первый взгляд справедливые) возражения вам поможет собственный опыт общения с ребёнком. Вспомните, в каких ситуациях вам легче всего добиться от него послушания? Когда он с наибольшей охотой и старанием подражает вам, учится у вас? Ради чего он готов отказаться и от прогулки и от детской телепередачи, забыть недавнюю ссору?...Ну конечно, ради совместной игры. Важно помнить, что когда речь идёт о дошкольнике – широкое использование игровых приёмов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребёнка.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: во – первых, что речь «строится» из звуков, во – вторых, что между звуками и буквами существуют какие – то отношения. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, с – с – сон, со – о – он, сон – н – н). Как научить ребёнка такому способу обращения со словом? Ведь здесь нарушается естественное членения речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого. Способ акцентрирования, интонационного выделения звуков в слове ребёнку легче передать в игре. Это могут быть игры – звукоподражания. Например: - Ты слышал как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так ж – ж – ж – ж – ж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: «Давай друж – ж – жить! Ты где ж – ж – живёшь? А я ж – ж – живу в этом ж – ж – жилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирож – ж – жками и морож – ж – жженым». Такие игры, как правило, легко подхватываются ребёнком. Сначала он повторяет за взрослыми, а затем и самостоятельно находит слова со звуком ж, выделяя его и подчёркивая «пчелиным» способом. Для протягивания звуков В разыграть встречу двух машин: - Я в – в – вожу овощи. А ты что в – в – возишь? Ты умеешь пов – в – вворачивать налев – в – во? А на прав – в – во? Дав – в – вай устроим сорев – в – внов – в – вания – кто лучше зав – в – водится. В – В – В – В …. Когда ребёнок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. - Скажи, с какого звука начинается слово МУХА? Протяни этот первый звук. А есть М в слове ДОМ? А в слове СТЕНА? Какие ты можешь назвать слова на звук М? Дети с большой охотой будут решать задачу звукового анализа слов, если ей предать игровую форму. Например, игра в логопеда или в доктора Звукова. – Я доктор Звуков, - объявляете вы ребёнку, надев белую шапочку или взяв какой – нибудь врачебный атрибут. - Если твои куклы ещё не научились выговаривать какие – нибудь звуки, я их вылечу. - Таня – обращаетесь вы к кукле, - скажи: «На гор – р – ре Ар – р – рар – р – рат р – р – растёт кр – р – расный виноград». – И отвечаете сами себе за куклу Таню: «На гол – л – ле Ал – л – ла – л – лат…» - Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство:10 слов, на Р начинающихся, и 5 слов, на Р заканчивающихся. Вы можете ей подсказать слова сами? Или прислать к вам медсестру? Ребёнок (в роли медсестры) называет слова, растягивая нужный звук, вы отвечаете за куклу Таню, постепенно «выздоравливая». Играть с «картавящей Таней» следует в том случае, если ваш ребёнок сам не карта вит. Игра «Звуковое лото». Детям предлагаются карты с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый показывает звук (например В) и спрашивает: «У кого есть слово со звуком В? Не обязятельно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня в – в – воробей». , «А у меня коров – в – ва». Картинку с правильно найденными звуками ребёнок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребёнку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком. Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Так например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребёнок ещё не подозревает, а различие мягкого и твёрдого звука, как правило чутко замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребёнок объявляет, что у него есть слово на звук З – ЗЕБРА, - взрослый должен легко поправить его: «Как ты говоришь – З – З – ЗЭ – БРА или З – З – ЗЕ – БРА? (З произносить легко, с улыбкой). Смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. А З я говорю твёрдо, без улыбки. Ну – ка, найди на карточке слово на твёрдый З. Конечно, З – З – ЗАЯЦ. Закрой зайца карточкой». Готовя дошкольника к обучению, нельзя ни на миг забывать о потребности сегодняшнего дня, о необходимости развивать его игровые навыки. Однако, прежде чем учить ребёнка в игре, надо уметь играть самому. Вот примерные рассказы о типичных ошибках родителей, не умеющих играть или просто не доигрывающих. - Давай поиграем! – предлагает папа дочке, и та немедленно взбирается к нему на колени. - Какой первый звук в слове МАМА? - Умница. А в слове ПАПА? - П – П – П. Пап, а когда мы будем играть? Давай как будто я уже учусь в школе, а ты учитель. Давай?! Так дочка учит папу игровой честности: за заманчивой заставкой «давай поиграем» не должен следовать чисто учебный разговор. Нужно создать хотя бы минимальную игровую условность: вообразить, что действие происходит в школе, распределить роли, ввести школьную атрибутику (доску, отметку…). Школа – в данном случае – самый примитивный сюжет, который приходит в голову любому ребёнку.. Взрослый должен быть остроумнее и изобретательнее, стремясь не только научить ребёнка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение. Вот Сашина мама приглашает сына играть во «вкусные «. Она придумала новую игровую ситуацию и спешит проверить её в действии. Мама. – Знаешь, кто прилетел сейчас ко мне на кухню? Саша. – Кто? Шмель? Ты его прогнала? Мама. – Карлсон прилетел! И сказал, что Саше вк – к – кусные к – к – кушанья начинаются на его звук – на К. Док – к – ктор сказал Карлсону, чтобы он питался только продуктами на К, иначе у него испортится харак – к – ктер. (Маленького игрушечного Карлсона мама поставила перед сыном Саша рад поделиться со своим любимцем всем самым вкусным). Саша. – Карлсон, ты будешь есть пирожки с грибами! Мама. (прячет игрушку за спину). Он испугался и улетел. Саша. – А чего он испугался? Мама. – Наверное, боялся растолстеть. Ведь у него диета, ему можно только еду на К. Саша. (кричит). Карлсон, лети обратно, я тебе к – к – конфету дам. Ты будешь к – к – кофе или к – к – какао? Мама. (ставя игрушку на прежнее место). Он тебя услышал и вернулся. Саша. (за Карлсона). К – к – кофе с к – к – конфетой? Это мой любимый завтрак! (изображает как Карлсон ест). К – к – как вк – к – кусно! Мама. (включаясь в игру, говорит за Карлсона). Спасибо! К – к – классное к – к – кушанье. А завтра я буду есть только на М. Саша. – М – м – мороженое будешь? А М – м – манную кашу? Так сын дал урок игры: не стоит описывать действия героев и рассуждать по их поводу, надо действовать за героя и говорить от его имени. А то, что герой этой игры имел дело со звуками, - это уже заслуга мамы, придумавшей замечательную игровую ситуацию для обучения звуковому анализу. Итак, старайтесь строить обучение как полноценную игру: в ней есть условный, воображаемый мир, в котором действуют герои, играющие действуют за этих героев, а не разговаривают по поводу их действий. Если герои игры оперируют со звуками, то ваш ребёнок освоит звуковой анализ играючи. Слоговый анализ – важная ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова. Пятилетние дети наращивают слова путём прибавления слогов (кот – котик – котёнок – котофей), определяют количество слогов и последовательное их расположение, находят слово по его первой части (например: «Назовите слово, первая часть которого начинается на са, - сани, Саша, сахар, сапоги…»). Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове необходимо не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Велико значение этого умения для усвоения норм орфоэпии. Орфоэпия – это правила литературного произношения. Ударение может служить одним из дополнительных грамматических средств при противопоставлении слов единственного и множественного числа, окончания которых изменяются в зависимости от места ударения (моря – моря). Умение слышать ударный слог необходимо детям и для правильного понимания и произнесения тех слов, которые различаются только ударением (полки – полки, стрелки – стрелки), что повышает общую культуру устной речи. Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно – действенные методы и приёмы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведётся работа по составлению предложений. В основе обучения лежит следующее: чёткое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счёт (сколько слов, какое первое слово, какое идёт потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребёнку понять линейность (последовательность) речи. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нём слов. Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счётной палочкой. Схемы – модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщённых представлений о строении предложения. В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок. Воспитатель: «А сейчас, уважаемые родители составим предложение из двух слов. Вы, Алексей Алексеевич будете словом обезьянка, а Вы, Сергей Юрьевич будете словом прыгает. Алексей Алексеевич, оденьте маску обезьянки. И так предложение Обезьянка прыгает. Скажите, кто должен встать первым, а кто вторым?» Родители: «Первым Алексей Алексеевич, вторым Сергей Юрьевич». Воспитатель: «Правильно. Встаньте по порядку. И так я читаю предложение Обезьянка прыгает. Попрыгайте пожалуйста сергей Юрьевич. Теперь я предлагаю вам поменяться местами. Прочитайте предложение». Родители: «Прыгает обезьянка». Воспитатель: «Верно. Теперь первое слово – прыгает, второе – обезьянка. Вот таким образом вы научите детей составлять предложения. Спасибо Алексей Алексеевич, Сергей Юрьевич, присаживайтесь. А сейчас я прошу вас пройти за столы». За столами родители практикуются в нахождениизвука Ш в разных частях слова через игру «Звуковое лото» и делить слова на слоги, а также находить ударный слог через игру «Делим слова на слоги».
|