На протяжении ряда лет многие специалисты изучали проблемы подготовки детей к школе. Одной из проблем развития детей, является речевое развитие. В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна и на этапе обучения, и от ее качества зависит, как будет учиться ребенок. Одним из компонентов развития речи, который страдает у детей это грамматический строй речи. В связи с этим формирование грамматического строя речи относится к числу важнейших задач. Речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. В процессе обучения выполнению математических операций у детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам (дом – дома, сова – совы). Происходит обучение по согласованию по родам, числам, падежам имени существительного с именем числительным (много уток, две утки), с порядковыми числительными (первый снег, второй хлопок), с именем прилагательным (маленькая кукла, у высокого дуба, на узкой дорожке).
Скачать полный конспект
При формировании умения определять пространственное расположение и направление движения составляются грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их, устанавливать связи между предметом и его действием (цветы стоят в вазе) большое значение имеет формирование временных представлений. Дети усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их. Рассказывают о действиях, совершаемых в определенный период времени. И поэтому при формировании у детей элементарных математических представлений можно использовать дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи. «Украсим коврик». Знакомство и закрепление названий геометрических фигур, их свойствами, освоение пространственных представлений, счет. - Дети выкладывают узор под диктовку воспитателя. «Найди ошибку». Закрепление навыков счета, названия геометрических фигур, существительных множественного числа - В два ряда, один под другим кладутся две группы предметов и цифр, отличающихся друг от друга. Дети должны найти ошибки. «Новоселье». Упражнять в понимании смысла пространственных предлогов и наречий. - Дети расселяют матрешек в дома и рассказывают о местоположении своей комнаты. «Где находится твой дом». Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий, развивать диалогическую речь. -Ребенок по телефону объясняет, где находится его дом, остальные слушают и пытаются определить местоположение этого дома. «Пирамида». Упражнять детей в определении количества звуков (слогов) в слове. - дети определяют количество звуков (слогов) в слове нам картинке и выкладывают пирамиду от меньшего к большему. «Перевертыши». Развитие у детей внимания, памяти. - Воспитатель называет слова, дети перечисляют их в обратном порядке. Пять – семь – три три – семь – пять Круг – овал – ромб ромб – овал – круг «Украсим елку». Закрепление геометрических фигур, количественного счета, учить согласовывать числительное с существительным, ориентировка на плоскости, использование в речи предлогов. - Дети украшают елку и объясняют, чем она украшена и как висят игрушки. «Сказки о цифрах». Развивать воображение детей, учить придумывать сказки, развивать мышление. - Дети превращают цифры в предметы и придумывают сказки. Решение арифметических задач также имеет большое значение для развития речи. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значение слов, устанавливать связи между ними, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарь, умение грамматически правильно употреблять слова, строить предложения. Также можно использовать мнемотаблицы, коллажи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы и т.д. Коллаж – это один из способов мнемотехники для подачи информации, на котором изображены цифры, буквы, геометрические фигуры, картинки связанные между собой по смыслу, по которым составляются сказки. Детям очень нравится и использование занимательного материала. Роль этого материала играют головоломки, ребусы, лабиринты. Они активизируют умственную деятельность, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные умения и навыки, развивают все стороны речи. Например, головоломки есть арифметические, геометрические, буквенные, есть головоломки, рассчитанные на игру фантазии воображения. Дети очень активны в решении задач-шуток, ребусов. Головоломка Пифагора «Найди отличия» Ребус Все эти дидактические и развивающие игры являются мощным средством для всестороннего развития личности ребенка, в том числе и для успешного овладения родной речью.
|