Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте
Автор: Маннанова Гульназ Дамировна   
24.09.2024 23:35

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звуки [м], [м"], буква Мм» Цель: Познакомить детей со звуками [м], [м"], буквой М.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение правильно произносить и различать звуки [м], [м’], в слогах, словах;
  • Формировать умение определять место звука [м] в слове;
  • Познакомить с буквой М;
  • Продолжать закреплять графические навыки.

Скачать конспект

Развивающие:

  • Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове и находить его среди других звуков на слух);
  • Развивать память, внимание, творческое воображение, общую и тонкую моторику;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Средства реализации: телевизор, ноутбук, презентация «Звуки [м], [м"], буква М», фишки синего, зеленого и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове, счетные палочки.

Методы и приемы:

Наглядный

Словесный Игровой

Словарная работа: согласный звук, гласный звук, слог, предложение, звонкий согласный, глухой согласный, твердый звук, мягкий звук

Предварительная работа:

Предшествующие ООД

Дидактические игры: «Твердый или мягкий», «Четвертый лишний» Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».

Разучивание физминутки

Ход занятяия:

Организационный момент

Воспитатель: (звенит в колокольчик, дети стоят около столов) Доброе утро, дети. Давайте, пожелаем друг другу доброе утро.

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза.

Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку. Вы проснулись? Хлопки в ладоши. С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок. Вы проснулись? Потопать ногами.

С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть вверх Мы проснулись! (на солнце).

Повторение изученного материала

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука?

Дети: Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились. Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Свободно, легко, с голосом, их можно пропеть.

Воспитатель: А как произносятся согласные звуки? Дети: Их нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду.

Воспитатель: Вот сейчас мы можем продолжить наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Только подготовим наш язычок.

За забором, в своем домике живет наш язычок (упражнение «Заборчик»), каждое утро он просыпается и выглядывает в окно (упражнение «Окно»). Посмотрит на небо, на землю (упражнение «Качели»), в одну сторону, другую (упражнение «Часики») и пойдет обратно в дом чай пить с блинами (упражнение «Лопата») и вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Ну, вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь (упражнение «Лошадка»). Молодцы!

Актуализации знаний

- Дети, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. 1. Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина) Показываю игрушку

2. Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый … (мячик). Показываю игрушку

Воспитатель: Дети, давайте, ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Дети: Машина, мячик. Слайд 1.

Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов? ММММашина

Дети: [М]

Воспитатель: ММММЯчик

Дети: [М"]. Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить про звуки [М], [М"].

Уточнение артикуляции звука

Воспитатель: Еще раз произнесите звук [м]. (хором, индивидуально). А теперь звук [м"] (хором, индивидуально).

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Его нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду. Что ему мешает?

Дети: Губы.

Воспитатель: Вспомните правило — если есть преграда, то звук какой?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Значит, звуки [М], [М"] какие?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М"]. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М"] какие?

Дети: Звонкие.

Воспитатель: А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

Твердые звуки на схеме мы каким цветом обозначаем?

Дети: Синим.

Воспитатель: А мягкие?

Дети: Зеленым.

Воспитатель: Посмотрите, что находится в синем домике? Слайд 2 Дети: Машинка.

Воспитатель: Какой первый звук в этом слове?

Дети: [М]

Воспитатель: А так как машина в синем домике, значит звук [М] какой?

Дети: Твердый и на схеме будет обозначаться синим цветом.

Воспитатель: А что находится в зеленом домике?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: [М"]

Воспитатель: Он какой твердый или мягкий?

Дети: Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие? Дети: Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

Игра: «Твердый или мягкий»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат фишки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю фишку, если мягкий – зеленую.

Мак, мороз, метла, молоко, мед, морковь, медведь, машина, мандарин, малина, мячик, мышка.

Дети поднимают синие или зеленые фишки.

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Игра «Кто скорее?»

Воспитатель: А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно [а], [м] Что получилось?

Дети: Ам.

Воспитатель: Верно? [у], [м].

Дети: Ум.

Воспитатель: Правильно, [и], [м].

Дети: Им.

Воспитатель: Верно, [о], [м]. Дети: Ом.

Чистоговорки

Воспитатель: Еще раз закрепим эти слоги и проговорим чистоговорки.

Повторяйте за мной:

Ам-ам-ам — мы гуляли там!

Ум-ум-ум — почему здесь шум?

Им-им-им — мы гулять хотим!

Ом-ом-ом – строим новый дом.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов ма, мо, му, ми.

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо. Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Работа по картине. Нахождение слов, которые начинаются на звук [м] Воспитатель: А, теперь, посмотрите на картинку и назовите слова, которые начинаются на звук [м]. Слайд 3.

Дети: Малина, молоко, моряк, мухомор, мышка, месяц, мишка, мед, мак, мыло, Мойдодыр.

Работа со схемами. Определение места звука [м] в слове

Воспитатель: А сейчас возьмите синюю фишку, схему слова и определите, где находится звук [м] в слове машина. Слайд 4 Дети: В слове машина звук [м] находится в начале слова.

Воспитатель: Проверьте.

Где находится звук [м] в слове гном. Слайд 5 Дети: В слове гном звук [м] находится в конце слова.

Воспитатель: Проверьте.

Где находится звук [м] в слове ромашка. Слайд 6

Дети: В слове ромашка звук [м] находится в середине слова Воспитатель: Проверьте.

- Молодцы. Уберите схемы и фишки в контейнер.

Игра “Четвёртый лишний”

Воспитатель: Посмотрите на картинки и найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так думаете? Слайд 7. Малина, мостик, машина, дом Дети: Я думаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что слово дом начинается на звук [д], а остальные слова на звук [м].

Воспитатель: Найдите “лишнее слово” среди этих слов и объясните, почему вы так думаете? Слайд 8. Гном, дом, сом, мышка

Дети: Я думаю, что слово “мышка” “лишнее”, потому что все слова заканчиваются на звук [м], а слово мышка начинается на звук [м].

Воспитатель: А теперь найдите “лишнее слово” среди этих слов и объясните, почему вы так думаете? Слайд 9. Мухомор, машина, мяч, морж Дети: Я думаю, что слово “мяч” “лишнее”, потому что всех словах звук [м] твердый, а в слове мяч звук [м] мягкий.

Игра «Рассели пассажиров по вагонам»

Воспитатель: Продолжим занятие и поиграем в игру «Рассели пассажиров по вагонам». Кто из пассажиров, в каком вагоне поедет? Нужно перенести каждого в свой вагон. Количество слогов в названии животного соответствует количеству окошек в вагоне. Слайд 10.

Дети: В слове морж один слог, поэтому он поедет в первом вагоне. В слове медведь два слога, он поедет во втором вагоне, а в слове муравей три слога, он поедет в третьем вагоне.

Физминутка

Составление схемы слова.

Воспитатель: Дети, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое, красивое, нежное слово для всех детей в мире?

Дети: Мама!

Воспитатель: Давайте разберём это слово и составим его схему. (составление схемы слова) Воспитатель: Назовите первый звук Дети: [м].

Воспитатель: Он какой?

Дети: согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Воспитатель: Назовите второй звук

Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Назовите третий звук

Дети: [м], он согласный, твердый, обозначаем синей фишкой

Воспитатель: Назовите четвертый звук

Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Сколько звуков в слове мама?

Дети: 4

Воспитатель: Проверьте ваши схемы. У кого так, поднимите руки. Слайд 10.

Воспитатель: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом. Дети: Я люблю свою маму. Мою маму зовут Гульнара. Моя мама работает в больнице.

Знакомство с буквой М.

Воспитатель: Про какие звуки мы с вами говорили?

Дети: Мы говорили про звуки [м], [м"].

Воспитатель: Итак, наш звук [м] на письме обозначается буквой эм. Вот она. Слайд 11.

Палочка и палочка, Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

Посчитайте сколько элементов в этой букве?

Дети: Четыре

Воспитатель: Возьмите счетные палочки и выложите букву М. Проведите пальчиком по этой букве.

Воспитатель: На что похожа буква М?

Дети: На качели.

Воспитатель: Верно. Слайд 12. Вот качели буква М

Здесь качаться можно всем.

- И есть ещё одно стихотворение про эту букву.

Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали.

Организация окончания занятия.

Воспитатель: С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети: С буквой М (эм).

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Дети: Звук [м].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий.

Воспитатель: Какие слова на звук [м] вы запомнили?

Дети: морковь, машина, муравей, медведь и т.д.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети: Из четырех.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год