Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе |
Обучение грамоте | |
Автор: Маннанова Гульназ Дамировна | |
24.09.2024 23:35 | |
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [м], [м"], буква Мм» Цель: Познакомить детей со звуками [м], [м"], буквой М. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Средства реализации: телевизор, ноутбук, презентация «Звуки [м], [м"], буква М», фишки синего, зеленого и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове, счетные палочки. Методы и приемы: Наглядный Словесный Игровой Словарная работа: согласный звук, гласный звук, слог, предложение, звонкий согласный, глухой согласный, твердый звук, мягкий звук Предварительная работа: Предшествующие ООД Дидактические игры: «Твердый или мягкий», «Четвертый лишний» Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги». Разучивание физминутки Ход занятяия: Организационный момент Воспитатель: (звенит в колокольчик, дети стоят около столов) Доброе утро, дети. Давайте, пожелаем друг другу доброе утро. С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза. Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него. С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши. Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку. Вы проснулись? Хлопки в ладоши. С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок. Вы проснулись? Потопать ногами. С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть вверх Мы проснулись! (на солнце). Повторение изученного материала Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Дети: Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем. Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились. Какие бывают звуки? Дети: Гласные и согласные. Воспитатель: Как произносятся гласные звуки? Дети: Свободно, легко, с голосом, их можно пропеть. Воспитатель: А как произносятся согласные звуки? Дети: Их нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду. Воспитатель: Вот сейчас мы можем продолжить наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Только подготовим наш язычок. За забором, в своем домике живет наш язычок (упражнение «Заборчик»), каждое утро он просыпается и выглядывает в окно (упражнение «Окно»). Посмотрит на небо, на землю (упражнение «Качели»), в одну сторону, другую (упражнение «Часики») и пойдет обратно в дом чай пить с блинами (упражнение «Лопата») и вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Ну, вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь (упражнение «Лошадка»). Молодцы! Актуализации знаний - Дети, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. 1. Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (машина) Показываю игрушку 2. Прыг-скок, прыг-скок, Разыгрался колобок, Выше Ани скачет Наш веселый … (мячик). Показываю игрушку Воспитатель: Дети, давайте, ещё раз назовём эти слова – отгадки. Дети: Машина, мячик. Слайд 1. Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов? ММММашина Дети: [М] Воспитатель: ММММЯчик Дети: [М"]. Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить про звуки [М], [М"]. Уточнение артикуляции звука Воспитатель: Еще раз произнесите звук [м]. (хором, индивидуально). А теперь звук [м"] (хором, индивидуально). Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Его нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду. Что ему мешает? Дети: Губы. Воспитатель: Вспомните правило — если есть преграда, то звук какой? Дети: Согласный. Воспитатель: Значит, звуки [М], [М"] какие? Дети: Согласные. Воспитатель: Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М"]. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М"] какие? Дети: Звонкие. Воспитатель: А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми. Твердые звуки на схеме мы каким цветом обозначаем? Дети: Синим. Воспитатель: А мягкие? Дети: Зеленым. Воспитатель: Посмотрите, что находится в синем домике? Слайд 2 Дети: Машинка. Воспитатель: Какой первый звук в этом слове? Дети: [М] Воспитатель: А так как машина в синем домике, значит звук [М] какой? Дети: Твердый и на схеме будет обозначаться синим цветом. Воспитатель: А что находится в зеленом домике? Дети: Мяч. Воспитатель: Какой первый звук? Дети: [М"] Воспитатель: Он какой твердый или мягкий? Дети: Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом. Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие? Дети: Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом. Игра: «Твердый или мягкий» Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат фишки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю фишку, если мягкий – зеленую. Мак, мороз, метла, молоко, мед, морковь, медведь, машина, мандарин, малина, мячик, мышка. Дети поднимают синие или зеленые фишки. Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными. Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Игра «Кто скорее?» Воспитатель: А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно [а], [м] Что получилось? Дети: Ам. Воспитатель: Верно? [у], [м]. Дети: Ум. Воспитатель: Правильно, [и], [м]. Дети: Им. Воспитатель: Верно, [о], [м]. Дети: Ом. Чистоговорки Воспитатель: Еще раз закрепим эти слоги и проговорим чистоговорки. Повторяйте за мной: Ам-ам-ам — мы гуляли там! Ум-ум-ум — почему здесь шум? Им-им-им — мы гулять хотим! Ом-ом-ом – строим новый дом. Аналогично проводится работа по синтезу слогов ма, мо, му, ми. Ма-ма-ма — дома я сама. Му-му-му — молоко кому? Мо-мо-мо — едим эскимо. Ми-ми-ми — поем ноту ми. Работа по картине. Нахождение слов, которые начинаются на звук [м] Воспитатель: А, теперь, посмотрите на картинку и назовите слова, которые начинаются на звук [м]. Слайд 3. Дети: Малина, молоко, моряк, мухомор, мышка, месяц, мишка, мед, мак, мыло, Мойдодыр. Работа со схемами. Определение места звука [м] в слове Воспитатель: А сейчас возьмите синюю фишку, схему слова и определите, где находится звук [м] в слове машина. Слайд 4 Дети: В слове машина звук [м] находится в начале слова. Воспитатель: Проверьте. Где находится звук [м] в слове гном. Слайд 5 Дети: В слове гном звук [м] находится в конце слова. Воспитатель: Проверьте. Где находится звук [м] в слове ромашка. Слайд 6 Дети: В слове ромашка звук [м] находится в середине слова Воспитатель: Проверьте. - Молодцы. Уберите схемы и фишки в контейнер. Игра “Четвёртый лишний” Воспитатель: Посмотрите на картинки и найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так думаете? Слайд 7. Малина, мостик, машина, дом Дети: Я думаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что слово дом начинается на звук [д], а остальные слова на звук [м]. Воспитатель: Найдите “лишнее слово” среди этих слов и объясните, почему вы так думаете? Слайд 8. Гном, дом, сом, мышка Дети: Я думаю, что слово “мышка” “лишнее”, потому что все слова заканчиваются на звук [м], а слово мышка начинается на звук [м]. Воспитатель: А теперь найдите “лишнее слово” среди этих слов и объясните, почему вы так думаете? Слайд 9. Мухомор, машина, мяч, морж Дети: Я думаю, что слово “мяч” “лишнее”, потому что всех словах звук [м] твердый, а в слове мяч звук [м] мягкий. Игра «Рассели пассажиров по вагонам» Воспитатель: Продолжим занятие и поиграем в игру «Рассели пассажиров по вагонам». Кто из пассажиров, в каком вагоне поедет? Нужно перенести каждого в свой вагон. Количество слогов в названии животного соответствует количеству окошек в вагоне. Слайд 10. Дети: В слове морж один слог, поэтому он поедет в первом вагоне. В слове медведь два слога, он поедет во втором вагоне, а в слове муравей три слога, он поедет в третьем вагоне. Физминутка Составление схемы слова. Воспитатель: Дети, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое, красивое, нежное слово для всех детей в мире? Дети: Мама! Воспитатель: Давайте разберём это слово и составим его схему. (составление схемы слова) Воспитатель: Назовите первый звук Дети: [м]. Воспитатель: Он какой? Дети: согласный, твердый, обозначаем синей фишкой. Воспитатель: Назовите второй звук Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой. Воспитатель: Назовите третий звук Дети: [м], он согласный, твердый, обозначаем синей фишкой Воспитатель: Назовите четвертый звук Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой. Воспитатель: Сколько звуков в слове мама? Дети: 4 Воспитатель: Проверьте ваши схемы. У кого так, поднимите руки. Слайд 10. Воспитатель: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом. Дети: Я люблю свою маму. Мою маму зовут Гульнара. Моя мама работает в больнице. Знакомство с буквой М. Воспитатель: Про какие звуки мы с вами говорили? Дети: Мы говорили про звуки [м], [м"]. Воспитатель: Итак, наш звук [м] на письме обозначается буквой эм. Вот она. Слайд 11. Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем, Получилась буква «эМ». Посчитайте сколько элементов в этой букве? Дети: Четыре Воспитатель: Возьмите счетные палочки и выложите букву М. Проведите пальчиком по этой букве. Воспитатель: На что похожа буква М? Дети: На качели. Воспитатель: Верно. Слайд 12. Вот качели буква М Здесь качаться можно всем. - И есть ещё одно стихотворение про эту букву. Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. Организация окончания занятия. Воспитатель: С какой буквой вы сегодня познакомились? Дети: С буквой М (эм). Воспитатель: Какой звук она обозначает? Дети: Звук [м]. Воспитатель: Какой это звук? Дети: Согласный, звонкий. Воспитатель: Какие слова на звук [м] вы запомнили? Дети: морковь, машина, муравей, медведь и т.д. Воспитатель: Из скольких элементов состоит эта буква? Дети: Из четырех. Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.
|