Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального занятия по подготовке обучению грамоте «Звук В, Вь. Буква В»
Обучение грамоте
Автор: Иванова Татьяна Николаевна   
22.09.2024 00:36

Конспект фронтального занятия по подготовке обучению грамоте «Звук В, Вь. Буква В»Конспект фронтального занятия по подготовке обучению грамоте «Звук В, Вь. Буква В»

Подготовила: Учитель-логопед Иванова Т.Н. г. Раменское

Цель: познакомить, закрепить навык различения и четкого произношения звуков [в][в"] в словах; познакомить с буквой В.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение звуков [в][в"], их акустическую и артикуляционную характеристики;
  • познакомить с графическим обозначением буквы В, упражнять в ее конструировании;
  • уточнить и расширить знания детей по теме «Зима»
  • формировать навыки письма и чтения букв.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонетический слух;
  • способствовать развитию воображения;
  • развивать слуховое внимание и память, зрительный гнозис;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии,
  • продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
  • воспитывать аккуратность.

Оборудование: картинки на тему «Зима», «Зимняя одежда» «Зимних природных явлений», карточка с буквой В, карточка со звуком [в], [в"], корзинка с подснежниками, легкая шаль, разрезная картинка с изображением снеговика, азбука, элементы буквы В, клей, конверты с набором для работы со звуковым анализом слова, раскраски с изображением снеговика.

Ход занятия

1. Орг. момент.

(Логопед здоровается с детьми и настраивает на занятие; дети выходят из-за столов и повторяют за студентом)

Психогимнастика

Л: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Л: Молодцы! Сели на свои места. Спинки ровные у нас. Ручки- на краю стола и

внимательно слушаем.

(стук в дверь. Студент открывает дверь и видит на пороге корзину с подснежниками).

Л:Ребята, смотрите кто-то оставил корзину с подснежниками.

Закрепление лексического материала

Л:Ребята, давайте вспомним из какой сказки корзина с подснежниками?

Д: Корзина с подснежниками из сказки «12 месяцев».

Л:Верно. А кто вспомнит в какое время года происходят события в этой сказке?

Д: События в этой сказке происходят зимой.

Л: (на доску прикрепляет картинки на тему: «Зима»). Внимательно рассматриваем данные картинки и слушаем стихотворение:

Намело, навьюжело,

Все деревья в кружеве:

Снег на соснах, на кустах.

В белых шубках ели

И запутались в ветвях

Буйные метели

(Н. Гончаров)

Л:В этом стихотворении какое время года описывается?

Д: Зима.

Л:Верно о зиме. В белом кружеве деревья, окна в морозных узорах.

Л: А что еще бывает зимой?

Д: (предметный словарь) снег, мороз гололед, вьюга, ветер.

Л: А какими словами можно описать зиму? Зима она какая?

Д: Холодная, злая, морозная, снежная.

Л: Молодцы! Ай да корзинка с подснежниками, увидели ее и вспомнили о «Зиме».

Ребята, я думаю не случайно нам оставили корзинку с подснежниками. Надо ее внимательно рассмотреть. Ну вот письмо. (читает письмо)

(письмо от снеговика) Здравствуйте ребята! Прошу помощи именно у вас, так как вы собираетесь стать школьниками. Капризная королева из сказки «12 месяцев» из слова СНЕГОВИК убрала один звук и велела его отправить далеко в лес. Теперь мое имя СНЕГО ИК. Ребята найдите этот звук и верните его в мое имя. Но дорога будет не легка, на вашем пути будут испытания-задания.

Произнесите: По дороге вы идите

В шаль себя вы заверните

И задание получите.

После этих слов сразу появится нужный пункт с заданием.

Л: Ну что ребята поможем СНЕГО ИКУ. Ой, какого же звука не хватает в этом слове? Мы конечно же узнаем, но немного позже.

Актуализация знаний

Л: Ребята на какие 2 группы делятся звуки?

Д: Звуки делятся на гласные и согласные.

Л: Какие гласные звуки вы знаете?

Д: А О У Э И Е Ё.

Л: Какие звуки мы называем гласными?

Д: Произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса.

Л: Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?

Д: Красным.

Л:Какие звуки называем согласными?

Д:воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или

только из шума.

Л:Какими могут быть согласные звуки? Дайте им характеристику.

Д: Твердыми или мягкими. Звонкими или глухими.

Л: Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкиесогласные?

Д:Твердые-синим кружком, а мягкие-зеленым кружком.

Л: Молодцы! Ну что в путь. (Дети выходят из-за столов и все произносят) Обязательно произносим:

По дороге вы идите

(идут)

В шаль себя вы заверните

(шалью детей укрывает студент)

И задание получите.

(дети оказываются около стола, где разложены картинки с изображением одежды)

Сообщение темы

Л: Посмотрите на картинки. Что изображено на них?

Д: Одежда.

Л: На улице зима, холодно, подберите одежду по погоде.

(дети выбирают нужные картинки)

Л: Что вы отобрали?

Д: Валенки, варежки, пуховик, свитер, шапка.

Л: Садитесь на свои места. Итак, мы оденем-валенки, варежки, свитер, пуховик, шапку. Ребята, вы заметили в некоторых словах есть одинаковый звук? Назовите его? (дети называют).

Л: Сегодня мы познакомимся с новым звуком [в] и его братцем [в"].

(на доске звуки [в] и [в"]).

Акустико-артикуляционныйобраз звука

Л: Для начала научимся правильно произносить эти звуки и узнаем, что же при произнесении делают у нас губы, зубы, ротик.

  • слегка улыбнитесь, нижняя губаприближена к верхним резцам
  • посередине узкая щель для прохождения воздуха

-верхние зубы слегка видны.

Произносим[в-в-в], [в"-в"-в"], молодцы!

Ребята, а какие это звуки? Гласные или согласные? Дайте им характеристику?

(дети дают характеристику-твердый и мягкий; звонкий и глухой, каким цветом при звуковом анализе)

Развитие фонематического слуха

Л: Снова обратимся к картинкам, на которых изображена одежда. Я буду называть слова, а вы если услышите в словах звук[в] поднимаете синий кружок, а если звук [в"]-зеленый кружок.

(дети выполняют).

Л: У вас на столах лежит карточка с заданием достаньте из конверта нужного цвета карандаш, им обвести те слова, где есть звук [в], а другим карандашом-звук [в"]

(дети выполняют)

Л: Что-то стало холодать! Давайте, ребята, погреемся!

Динамическая пауза

(дети движения повторяют за студентом)

На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки

Вот как хлопать мы умеем

Вот как ручки мы согреем

Чтоб не зябли наши ножки

Мы потопаем немножко

Вот как топать мы умеем

Вот как ножки мы согреем.

Л: Ну что в путь! Обязательно произносим:

По дороге вы идите

(идут)

В шаль себя вы заверните

(шалью детей укрывает студент)

И задание получите.

Звуковой анализ, развитие фонематического слуха

Л: Загадки!

1. Не пускает на порог

Бьет, кусает, валит

С ног. Это холоду подруга

Белая и злая (вьюга)

(тот, кто отгадывает выбирает картинку с изображением вьюги)

2. Кусты и деревья качает

Воет как волк

Сразу за дверью встречает

И дует в лицо (ветер)

(тот, кто отгадывает выбирает картинку с изображением ветра)

3. по счету первым он идет,

С него начнется новый год

Открой скорее календарь

Читай, написано (январь)

(тот, кто отгадывает выбирает картинку с изображением января)

Л:Ребята, что изображено на картинках?

Д: Вьюга, ветер, январь.

Л: давайте определим позицию звука (начало, середину, конец) в этих словах. позицию звука [в] и звука [в"]. Поможет нам в этом схема позиции звука в слове, синий кружок и зеленый кружок

(дети выполняют)

Л: Молодцы! Пойдем дальше. Обязательно произносим:

По дороге вы идите

(идут)

В шаль себя вы заверните

(шалью детей укрывает студент)

И задание получите.

(на столе разрезная картинка)

Л:Ребята, давайте соберем разрезную картинку и назовем. Что на ней изображено.

(дети собирают, называют СНЕГОВИК).

Л: Что вы заметили? Что вы услышали? Что в слове СНЕГОВИК появился звук [в"] и мы знаем, что он какой? Дайте ему характеристику.

Ну вот мы с вами вернули звук [в"] и имя теперь звучит правильно СНЕГОВИК.

Знакомство с буквой В

Л: Ребята, посмотрите внимательно на снеговика, что-нибудь замечаете?

Д: Очки.

Л: А на что похожи очки?

Д: На букву В.

Л: правильно на букву В. Сегодня мы познакомимся с буквой В.

(на доске картинка с буквой В)

Л:Вот буква В

Видна вдали-красивая, витая

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

Л: Откройте азбуку и найдите букву В. Молодцы.

Л: Давайте определим-из скольких элементов состоит буква В? Длинная вертикальная полоска-спинка буквы и 2 дуги. Обведите указательным пальцем букву (у доски).

Л: Сколько элементов у буквы В?

Д: Три.

Развитие воображения

Л: Подключите фантазию, воображение и из самих себя постройте букв В.

(дети выполняют)

Развитие мелкой моторики

Л: А теперь на листе бумаги соберите все элементы в букву В и приклейте ее на лист.

Итог занятия

Л: Молодцы! Сегодня мы познакомились с каким звуком? Дайте ему характеристику. С какой буквой мы сегодня познакомились? Из скольких элементов она состоит.

-Вы молодцы здорово выполняли все задания. Но самое главное мы в слово СНЕГОВИК вернули какой звук? Имя снеговика зазвучало правильно.

-Посмотрите в корзинке что-то есть. Это СНЕГОВИК в знак благодарности дарит вам раскраску со своим изображением. И дает домашнее задание-увидеть в изображении снеговика некоторые элементы буквы В, добавить недостающий и обвести полученную букву В черным фломастером.

-Спасибо, до свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год