Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников.
Обучение грамоте
Автор: Чибисова Мария Петровна Морква Оксана Алексеевна   
13.07.2024 14:13

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников.Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников.

В настоящее время вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста остается спорным. Нужно ли учить будущего школьника читать и писать, нужно ли знакомить ребенка-дошкольника с буквами? Мнения родителей и педагогов бывают разными, а иногда диаметрально противоположными.

Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

 

Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. В дошкольном возрасте происходит «формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС ДО п.2. 6).

Следовательно старший дошкольный возраст – это самое время для подготовки детей к обучению чтению и письму.

Дошкольники учатся слышать звуки родного языка, различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, сравнивают слова по звучанию и делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, а предложения на слова. Старшие дошкольники знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из знакомых букв, овладевают послоговым и слитным способами чтения.

Чтобы подготовить дошкольника к обучению грамоте необходимо работать по трём направлениям:

1. Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух — это способность человека слышать отдельные звуки (фонемы) в слове и является основным компонентом восприятия речи, умение различать разные звуки по произношению и звучанию. Если фонематический слух не сформирован, то может быть нарушено звукопроизношение, у детей могут возникнуть трудности на этапе обучения грамоте, а именно при овладении чтением и письмом. Правильность и чистота речи зависит от того, насколько развит речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппараты.

Детей нужно научить слышать и различать речевые и неречевые звуки (звуки города, характер музыкальных произведений). Нужно обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко), учить детей различать на слух громкий разговор, учить управлять силой своего голоса.

Дошкольников нужно обучить звуковому анализу слова, используя разные средства, чтобы зрительно воспринимать информацию (звуковые дорожки, звуковые линейки). Далее дошкольников знакомят с графическим изображением изучаемого звука, чтобы они могли связать фонематический образ звука со зрительным. Но дети должны твердо усвоить, что главное отличие звука от буквы то, что: звук — мы слышим и произносим, а букву — мы видим (читаем) и пишем. При обучении грамоте нужно сформировать у детей основные понятия, такие как «буква», «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок овладевает навыками звукового анализа. Дошкольник учится выделять звук из слова, определять первый звук в слове, определять последний звук в слове, устанавливать место звука в слове (начало, середина, конец слова), а в последствии производить полный звуковой анализ. Для успешной работы необходима соблюдать принцип «От простого к сложному» при предъявлении слов для звукового анализа. Начинать следует со слов, состоящих из двух гласных звуков (ау, уа); затем предъявляются слова гласного и согласного звуков (ум, ах,); слова из трёх звуков (дым, мак); слова из двух открытых слогов (мама, ваза); слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, мост); слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, стул); слова из двух слогов со стечение согласных на стыке слогов (сумка, палка); слова из трёх открытых слогов (забота, малина). Важно отметить, что необходимо подбирать слова, написание которых совпадает с их произношением.

2. Знакомство детей со знаковой системой языка.

Знакомство с буквой происходит после знакомства со звуком. Для запоминания образа букв используются различные способы, включающие работу разных анализаторов:

  • написание буквы пальчиком в воздухе, на столе
  • выкладывание буквы из счетных палочек, карандашей, шнурков
  • выкладывание буквы из пуговиц, бусинок, камешков и других мелких предметов
  • написание буквы пальчиком на песке
  • лека буквы из пластилина, глины, теста
  • написание буквы разных размеров и цветов
  • поиск спрятанных букв на рисунке

- выбор нужной буквы среди других.

Для успешной работы необходимо поддерживать интерес и положительный эмоциональный настрой дошкольников.

3. Подготовка руки дошкольника к письму.

Чтобы развить мелкую моторику и подготовить руку будущего школьника к письму на занятиях активно используются упражнения пальчиковой гимнастики в стихотворной форме. Для развития плавности линий и ориентировке на листе бумаги включаются упражнения «Обведи узор», «Заштрихуй», «Нарисуй по клеточкам».

Подготовка руки к письму также происходить при рисовании, создании поделок из разных материалов, конструировании, лепке, в которых развивается, мелкая моторика, аккуратность, глазомер, внимание, пространственная ориентация, умение довести начатое дело до конца.

Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда. Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма, что особенно важно для овладения письмом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год