КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Обучение грамоте | |||
Автор: Ершова Валерия Викторовна | |||
07.12.2023 11:42 | |||
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Цель: Дифференциация звуков [ш] –[ ж] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно – образовательные:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
Оборудование: Демонстрационный материал- письмо, сюжетная картинка, солнышко, девочки — Шипелочка и Жужжалочка, 2 домика синего цвета; Раздаточный материал- предметные картинки на звуки [Ш] – [Ж]: (кошка, лошадь, кукушка, лягушка, петушок, жаба, ужи, ежи, журавль, жуки), карточки на определение звука в слове, квадраты- символы синего цвета (твердые согласные звуки), картинки – символы, эмблемы – солнышко. ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Вводная часть. Организационный момент. Доброе утро зверям и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера. -Пожелайте друг другу доброго утра: «Доброе утро, Лиза! Доброе утро, Сережа……и т.д.!». II. Основная часть. Беседа по теме весна. Дети стоят по кругу -Ребята, предлагаю поиграть в игру: «Подскажи словечко». Солнце ярче светит, Дует теплый ветерок, Вот и кончилось зима, К нам опять пришла… ВЕСНА! -Посмотрите к нам в группу пожаловал гость. -Что это? (Солнышко) -Но, что – то наше солнышко не веселое, грустное. -Почему? -Потому что солнышко потеряло лучики. -А, как ты думаешь…?
- А, что еще могло произойти?
- Наверное, солнышко так спешила к нам, что наверняка оставила лучики на полянке, и не может дарить нам свое тепло. -Давайте поможем солнышку вернуть свои лучики. -Подумайте, как нам это сделать? Как вернуть солнышку улыбку? Предположения: сказать волшебные и добрые слова; отправиться в путешествие; забрать лучики у тучки или облачко, и т.д. -Я предлагаю показать и рассказать солнышку о том, что мы знаем, что мы умеем, и чему мы научились, порадовать его своими знаниями. -Вы согласны, помочь солнышку? Согласны……, и весна желает помочь вернуть лучики, и прислала нам послание – картинки. (Картинки лежат на столе) -Подойдите, и выберите себе картинку. (Картинки — символы: небо, солнышко, снег, проталинки, ручейки, подснежники, птицы). -Присаживайтесь на места. Дети сидят на стульчиках полукругом -Внимательно, посмотрите на картинки, и сейчас каждый из вас, расскажет нам всем, что же говорит весна в своем послании. -Кто первый будет рассказывать. (Дети выходят по одному к доске с символами, и рассказывают о весне – составляют предложения по картинкам-символам). 3. Составление предложений по картинкам – символам.
-Какие вы молодцы! Сколько много красивых и разных предложений составили. -А, давайте объединим их вместе, чтобы получился рассказ. 4. Составление рассказа о весне. -Молодцы! Какой интересный получился рассказ о весне. -Вот и первый лучик нашего солнышка.. (Дарит логопед). -Но, чтобы вернуть все потерянные лучики, нам надо отправиться на весеннюю полянку. -И, так в путь. (Музыка) Дети стоят полукругом 5. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в слогах, словах. -Посмотрите ребята, на полянке гуляют две девочки: Шипелочка и Жужжалочка. -Как вы думаете какой звук больше всего любит Шипелочка? Звук [ш]-[ш]-[ш]. -А Жужжалочка? Звук [ж] – [ж]-[ж]. -Они рады, что вы научились произносит звуки «к», «кь», и предлагают с ними поиграть.
-Я назову слова со звуками [ш] – [ж]. Когда услышите звук [ш] – хлопните, когда [ж] – топните. -Слушайте внимательно. (Шура, Жанна, кожа, шить, жить, лыжи, уши, ужи, пирожок, порошок, карандаш, пиджак). -Молодцы! Все были внимательны. -Вот и второй лучик для нашего солнышка...
-Пока мы с вами играли, все картинки в домиках у Шипелочки и Жужжалочки перепутались. -Давайте им поможем разобраться. -Назовите всех жителей домика Шипелочки? (кошка, лошадь, кукушка, лягушка, жираф). -Назовите, того кто поселился не в свой домик. -Кто это? (Жираф). -Почему? (Потому что в слове жираф спрятался звук [ж], а в остальных картинка- словах звук [ш]). -Поселите Жирафа в свой домик. -В какой домик мы поселили жирафа? В домик Жужжалочки. -Назовите жителей домика Жужалочки? (журавль, ужи жук, ежи, кошка). -Кто поселился, не в свой домик? (Кошка). -Почему? (Потому что в слове мышка спрятался звук [ш], а в остальных картинках – словах звук [ж]). -Поселите кошку в свой домик. -В какой домик мы поселили кошку? В домик Шипелочки? -Молодцы ребята! Справились с заданием. -Вот еще лучик один для нашего солнышка.. (Дарит ребенок). -Ребята, но ведь трех лучиков для солнышко маловато. –А, как вернуть потерянные лучики? -Продолжать радовать его своими знаниями. -Проходите за столы, и садитесь. Дети сидят за столам -Слушайте, внимательно. 6. Определение места звука в слове.
-Положите перед собой полоски с тремя окошечками, и возьмите символ звука [ш], [ж] и покажите, где вы слышите звук [ш] в слове шапка? В слове шапка звук [ш] я слышу в начале слова. Вопросы по ходу выполнения задания: -Покажите, где вы слышите звук [ш] в слове бабушка? - В слове бабушка звук [ш] я слышу в середине слова. И т.д. -Молодцы ребята, все задания выполнили правильно, и у солнышко появился еще один потерянный лучик. Посмотрите, внимательно, все вернули потерянные лучики солнышку, или нет? (Ответы детей). -А давайте каждый из вас подойдет и выберет себе лучик и подарит солнышку. -Подходите к столу и выбирайте лучики. (Дети выходят по одному выбирают лучи и прикрепляют к солнышку). …… -Радостно и весело улыбается нам солнышко. -Мы сделали солнышко каким? Лучистым. А еще оно какое? (Желтое, радостное, веселое, теплое, искристое, красивое, доброе, игривое, яркое, весеннее, ……). -Солнышко благодарит вас за то, что вы вернули потерянные лучики, и дарит вам солнечного зайчика, и предлагает с ним поиграть. -Вы, готовы? - Да. 7. Дифференциация предлогов ( «на», «в», «под», «из–за», «вокруг», «около»)
-Солнечный зайчик сидит (где?) на столе. -Солнечный зайчик спрятался (где?) под столом. -Солнечный зайчик убежал (куда?) в лес. -Солнечный зайчик выглядывает (откуда?) из – за домика. -Солнечный зайчик кружится (где?) вокруг нас. -Солнечный зайчик прыгает (где?) около Шипелочки. -Солнечный зайчик обязательно с вами еще поиграет и посидит на вашей ладошки. III. Итог занятия: 8. Рефлексия. -Нам пора заканчивать наше путешествие. -Мне приятно было слышать, как вы красиво говорили……, какие интересные предложения были у вас…… Я довольна вами и у меня для вас сюрприз: Эмблемы – солнышко. -А я вам желаю доброго дня и солнечного настроения. Литература:
|