Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ. |
Обучение грамоте | |||
Автор: Субеева Роза Ильясовна | |||
30.12.2022 06:51 | |||
Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ. Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8» г.о. Самара Субеева Роза Ильясовна Программное содержание:
Демонстрационный материал:
Картина-схема слова паук; красные, синие, зеленые фишки; зонтик, игрушка Совунья. Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки; красные карандаши. Ход занятия 1. Игра «Определи звук». - Здравствуйте. Сегодня к нам в гости пришла Совунья. Она просит нашей с вами помощи: - Ребята, я живу в городе «Грамматеево». На наш город напала злая колдунья Бастинда. Она наслала на город смерч и перепутала всех жителей. - Давайте поможем жителям Города «Грамматеево». Воспитатель предлагает детям определить какую «одежду» носит каждый из предлагаемых звуков. (Слайд 2). (Гласные звуки – красную, твердый согласные – синюю, мягкие – зеленую). 2. Звуковой анализ слова паук. - Посмотрите на доску, что там изображено? (Это паук). (Слайд 3) - Верно, а сколько звуков в слове паук? (Четыре). К доске приглашаются четверо учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку. Воспитатель задает наводящие вопросы: Сколько звуков в слове паук? Сколько гласных звуков? Напоминает ребятам правило-помогалочку: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. - В слове паук два гласных звука, назовите первый? (А) Второй? (У). - Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже… (Два). Давайте проверим, действительно ли слогов два. Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове паук два слога. - Назовите мне первый слог? (ПА). Второй? (УК). - Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение. Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук У, значит он – ударный, а первый гласный звук – А –безударный. Затем дети вместе с воспитателем определяют, какие по звонкости-глухости согласные звуки в слове диван. - Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук? (П). Мы уже определили, что он твердый. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой? (Глухой). - А какой с ним в паре звонкий звук? (Б – П). - Правильно! Второй согласный звук? (К). Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать? (Он тоже глухой. Г – К). - Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове? (Все согласные звуки твердые и глухие.) 3. Игра с заданиями. Среди детей выбираются четверо – по числу звуков в слове паук. Они выходят к доске, и воспитатель просит их выстроиться в определенном порядке: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й; 2-й, 1-й, 3-й, 4-й и т.д. (Слайд 4). 4. Игра «Живые звуки» Воспитатель раскрывает зонтик. - Ребята, в городе «Грамматеево» начался дождь. Но зонтик у меня совсем маленький, и под ним поместится только два человека. Я буду «звать» к себе под зонтик один из звуков, а вы – определять, какие звуки остались под дождем. Воспитатель заранее готовит карточки с изображением звуков и раздаёт их детям. Затем он подзывает один из звуков под зонтик, а остальные определяют и называют оставшиеся. (Слайд 5) 5. Физминутка. Паучок ходил о ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. 6. Игра «Замени звук» - Ребята, а Совунья еще приготовила для нас задание. Оказывается, после урагана, который устроила Бастинда, перепутались не только жители города, но и звуки в некоторых словах. Давайте разгадаем, какие же звуки нужно заменить, чтобы слова подходили по смыслу. (Слайд 7). 1. Неизвестно, как случилось, Двери гонятся за мной! (Звери) 2. На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу) 3. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: “Там ползёт зелёный лук С длинными усами! ” (Жук). 4. Жучка будку не доела: Неохота, надоело... (Булку) 5. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей) 7. Игра «Назови слово». Воспитатель предлагает детям передавать друг другу мяч, называя при этом слово со звуком П. Подведение итогов. В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги. Вспоминают, кому помогали на сегодняшнем занятии, и в чем именно заключалась помощь. Так же проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими.
|