Конспект подгруппового обобщающего занятия для детей с ОНР в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи «Дары осени» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Кутейникова Екатерина Александровна | |||
18.11.2022 19:54 | |||
Конспект подгруппового обобщающего занятия для детей с ОНР в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи «Дары осени» Цель: закрепление знаний детей о фруктах и овощах. Задачи: Область «Познавательное развитие»
Область «Речевое развитие»
Область «Социально-коммуникативное развитие»
Область «Физическое развитие»
Область «Художественно-эстетическое развитие»
Оборудование: картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, пособия для проведения дыхательной гимнастики в виде яблок, индивидуальные зеркала, салфетки, презентация, интерактивный стол, «чудесный мешочек», настоящие фрукты (яблоко, груша) и овощи (морковь, огурец). Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят возле интерактивного стола. Логопед: -Здравствуйте, дети! к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. -Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Сейчас время года осень). - Какие признаки осени вы знаете? (называют с опорой на картинки, полным ответом, по очереди). - Сегодня мы с вами отправимся на прогулку и узнаем, что выросло в нашем саду и на огороде. Сначала мы отправимся в сад. Скажите, что растет в саду? (дети перечисляют). Как все это назвать одним словом? (фрукты) 2. Пальчиковая гимнастика «Яблоко». Л.: -Давайте немного поиграем с пальчиками. Яблоко спелое, красное, сладкое, Пальцы обеих рук сжимаем в кулаки, разжимаем Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. по одному пальцу на каждое слово-признак на обеих руках одновременно. Яблоко я пополам разломлю, Кулачки складываем вместе и разводим их в стороны пальчиками вверх. Яблоко с другом своим разделю. Кулачки прижимаем к груди, а затем выставляем вперед. 3. Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям сдуть листочки и насекомых с яблок. Дети присаживаются за стол. Л.: — На яблоки упали листочки. Давайте их сдуем. На яблоко села муха. Подуем на нее и она улетит (логопед раздает каждому ребенку пособие, дети 2 раза дуют на яблоки) 4. Игра «Один — много». Логопед подводит детей к интерактивному столу. Л.: — Мы собрали в саду много разных фруктов. Собрали много … (яблок), много… (груш), много … (слив), много … (апельсинов), много … (персиков). -Молодцы! 5. Артикуляционная гимнастика. Л.: –Ребята, посмотрите, перед нами огород (картинка на интерактивном столе) -А что растет в огороде? (дети называют). Как все это назвать одним словом? (овощи). - Давайте немного отдохнем и поиграем с нашим язычком. Садятся за стол, перед каждым ребенком индивидуальное зеркало. Логопед показывает картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется под счет до 5-6. 1. «Заборчик» (сомкнуть зубы) – Вокруг огорода высокий забор. 2. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад» ( «Широкий» язык с силой протискивается между зубами). - В заборе есть щель, давайте пролезем через нее. 3. «Тыква» (широко открыть рот) - Мы пришли в огород, увидели огромную тыкву, от удивления открыли рот широко-широко. 4. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке: кочаны капусты, тыквы — «толстячки» (надуть щеки); стручки гороха, фасоли — «худышки» (втянуть щеки). - Вот на грядках овощи. Большой кочан капусты — надуем щеки, тоненький стручок гороха – втянем щеки, большая тыква – надуем щеки, тонкий стручок фасоли – втянем щеки. 5. «Лопата» (широкий язык положить на нижнюю губу) - Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. 6. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу. -Начинаем копать. Все выкопали. 7. «Спрячем горошинку за щеку». Упираться языком попеременно то в правую, то в левую щеку). - За помощь нас угостили горошком. Спрячем горошинку за щекой: за правой, теперь за левой. 6. Игра «Большие и маленькие овощи». Подходят к интерактивному столу. Л.: — Давайте соберем большие и маленькие овощи с нашего огорода. Я буду называть большие овощи, а вы маленькие: картошка — картошечка, лук — лучок, горох — горошек, морковь — морковка, огурец — огурчик, помидор — помидорчик. 7. Физминутка «Чудо — огород» Л.: -Я вам предлагаю заглянуть на чудо-огород к нашему соседу. Жил один садовод, он развел огород. (Развести руками) Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.) Он принес чемодан Полный разных семян. (Дети показывают чемодан-прямоугольник руками.) Но смешались они в беспорядке. (помешать руками в воздухе) Наступила весна, И взошли семена. (Дети приседают и встают.) Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.) На ночь их укрывал. И берег от холодной погоды. (Дети садятся, затем встают) Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: (хватаются за голову, качают головой)
Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод (наклоняются в разные стороны, руки козырьком к голове) Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, ОГУРУШИ росли, ПОМИБЛОКИ росли, МОРКОФЕЛЬ, ТЫКЛУК и СЛИПУСТА! 8. Игра «Отгадай-ка!» Л.: — Что же выросло у нашего соседа? Какие овощи и фрукты перепутались? Отгадайте: ОГУРУШИ, ПОМИБЛОКИ, МОРКОФЕЛЬ, ТЫКЛУК и СЛИПУСТА (на экране соответствующие картинки). Дети отвечают полным ответом. - Огуруша – это… (это огурец и груша). Помиблок – это (это помидор и яблоко). Моркофель – это … (это морковь и картофель). Тыклук – это … (тыква и лук). Слипуста – это … (слива и капуста). Л.: — Вы правильно все отгадали. Давайте приготовим обед. 9. Игра «Готовим обед» на интерактивном столе. На экране изображения овощей и фруктов. Упражнение «Варим суп». Л.: -Будем варить суп. Подумайте и оставьте только то, что можно положить в суп (дети выполняют). Логопед просит одного ребенка рассказать: - Расскажи, из чего ты варил суп? (ребенок отвечает полным предложением, дети стоят спиной к столу) -Я варил суп из … Упражнение «Варим компот». -Хорошо. Теперь будем варить компот. Подумайте и оставьте только то, из чего можно сварить компот (дети выполняют). Логопед просит одного ребенка рассказать: - Расскажи, из чего ты варил компот? (ребенок отвечает полным предложением, дети стоят спиной к столу) -Я варил компот из … 10. Игра «Чудесный мешочек» Л.: — Молодцы! Сосед передал вам подарки за помощь. Они в мешочке. Вам нужно определить на ощупь, что же там лежит. Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке (огурец, морковь, яблоко, груша), затем составляют описание овоща или фрукта, не вытаскивая его из мешочка. -Скажи, что у тебя в руках? (У меня в руках …помидор) - А какого цвета бывает помидор? (помидор красного цвета) -Какой формы? (помидор круглой формы) Второй ребенок. -Скажи, что у тебя в руках? (У меня в руках …морковь) - Какого цвета? (морковь оранжевого цвета) -Какой формы? (морковь треугольной формы). Аналогично с остальными. 11. Итог. Л.: — Вот и закончилась наша прогулка. Ребята, вы хорошо занимались сегодня. Где мы сегодня были? (в саду, на огороде). Что вы видели? Молодцы! Скажем гостям – до свидания!
|