Использование интерактивного метода «сторителлинг» при обучении грамоте дошкольников с ОВЗ |
Обучение грамоте | |||
Автор: Хафизова Лилия Кавилевна | |||
01.09.2022 08:46 | |||
Использование интерактивного метода «сторителлинг» при обучении грамоте дошкольников с ОВЗ (выступление на педагогическом совете из опыта работы) Хафизова Лилия Кавилевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Заинск Для повышения речевой активности ребенка дошкольного возраста педагогу необходимо:
По опыту своей логопедической работы с детьми, имеющими ОВЗ, могу с уверенностью утверждать, что отличным инструментом для работы по коррекции дефектов и развития речи дошкольников служит диалог. Интерактивность диалога бесспорна, а в форме рассказывания разных историй, которые возбуждают у детей эмоции и развивают мышление (метод «сторителлинга» – английское слово Storytelling), она обеспечивается личностным интересом и желанием ребенка помочь герою истории, стимулирует развитие произвольности его внимания на логопедических занятиях.
Рассказы развивают функциональную грамотность дошкольника: обогащают устную речь, помогают ребенку запомнить речевой материал, активизируют фантазию, стимулируют развитие мышления. В истории, где главные герои вымышленные образы или реальные персонажи, может присутствовать волшебство, загадочность – в результате получается поучительное сказание, поэтому этот способ передачи информации в древности называли «сказительство». Применяю в своей практике метод рассказывания историй как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Новый материал раскрывается придуманной мной историей. Главным героем выступает сказочный Гном, который прогуливаясь в лесу слышит звук, зовущий детей на помощь. Со звуками «приключаются» различные жизненные истории, понятные и знакомые детям. В процессе работы на занятии мы «спасаем» попавшего в беду, выполняя игровые упражнения весело и непринуждённо. Это могут быть различные рассказы или сказки с интересным и захватывающим сюжетом, в которых описывается путешествие различных героев и обязательно присутствует проблемная ситуация. История поможет собрать внимание детей и подготовить к изучению звуков на каждом занятии. На основе сюжета сказки строится вся структура занятия. Речевой материал для игр на развитие общей и мелкой моторики, на развитие мимических мышц, для голосовых упражнений и самомассажа и др. подбираются соответственно сюжетной линии сказки и изучаемой лексической темы. Использую на индивидуальных логопедических занятиях кубики историй. Мной задается тема рассказа либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает свою историю. Методика при работе с кубиками в группе детей: первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – из одного или двух предложений. Так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, для создания «ситуации успеха» каждому ребенку, можно составлять истории по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий – воспитатель, и наоборот. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро привыкают и уже после нескольких игр могут свободно составить рассказ, историю, понимают, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, способны начинать и заканчивать повествование. Кубики историй можно приобрести готовые или сделать самостоятельно из картона. Например, в моей игротеке подобраны кубики:
Предлагаю свои примерные истории для старшей логопедической группы, которые можно использовать в работе дошкольниками. Истории могут сопровождаться презентациями, музыкой, мультфильмами и др. Ход занятия выстраивается основе сюжета сказочной истории, речевой материал подбирается по лексической теме «Осень». История №1 Вводная. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках – Ребята, эта история приключилась в лесу. Однажды Белочка прогуливалась по солнечной полянке. Настроение у неё было прекрасное, ведь день выдался очень теплым и солнечным. Белочка перепрыгивала с ветки на ветку, напевая песенки, лакомясь ягодами, орешками и грибами. Любовалась красивыми разноцветными листьями на деревьях и кустах. Красными, желтыми, оранжевыми. (Как вы думаете, какое время года это было? Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов). И, вдруг, она увидела огромную корзину. Корзина была такая большая и красивая, что белочка решила заглянуть в неё. Ей стало интересно, что же в ней лежит. Но, заглянув в корзину, Белочка ничего не увидела. Не было там ни грибов, ни ягод, ни орешков. Но услышала она какой-то шум. Это было звучание различных звуков. Послушайте. (Звуки леса) (Как вы думаете, что это было? Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов). «Так вот кто живет в корзинке», — удивилась Белочка. Лес был наполнен различными звуками, ребята. Звуки издавали и птицы, и животные, и листва на деревьях, и травка, и ручеек, и капельки дождя, и ветерок (Отгадывание звуков). Все они жили в той корзине. И вдруг подул ветер, ветер был такой силы, что все звуки рассыпались и разлетелись по всему лесу. Белочка ничего не смогла сделать и звуки растерялись. Конечно, Белочка очень расстроилась, ведь звуки теперь оказались на улице. – Ребята, Белочка обратилась к нам за помощью. Как вы думаете, сможем ли мы ей помочь? (Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов: как мы с вами поможем Белочке? Что сможем сделать?). Конечно, мы постараемся. Мы будем искать звуки в лесу и приглашать к нам в группу. И они будут в безопасности. Для каждого звука у нас будет домик. Мы будем играть в разные игры со звуками и им не будет скучно с нами. История №2. Звук и буква У. – Посмотрите, ребята, у нас сегодня гость. Это та самая Белочка пришла к нам. Вспомните, ребята, на прошлом занятии я рассказала вам сказку про неё, она нашла корзину со звуками. Звуки разлетелись по лесу, они до сих пор там, им нужна наша помощь. Белочка, когда собиралась прийти к нам, услышала необычный шум за окном своей норки. Это был звук ветра. Он завывал вот так: «У-У-У-У-У-У-У…» Ребята, на что похож ещё этот звук? (Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов: возьмем жить к себе в группу это звук? Поможем ему? Найдем ему местечко у нас?). – Смотрите, вот домики разных цветов. Красный, синий, зеленый. Какой-то домик точно понравится нашему звуку, и он будет жить в тепле, а мы будем с ним играть. (Далее идет работа со звуком по структуре занятия). История №3 Звук и буква А. – Ребята, у нас сегодня гость, посмотрите, какой симпатичный и веселый. Кто это? Какой он? Конечно, это Мишка! Мишка очень трудолюбивый. Все лето он много трудился, выращивал овощи, готовился к зиме, чтобы жировых запасов ему хватило до весны. При выборе места для берлоги он услышал звук. Привёл его к нам. Мы можем помочь звуку, ведь ему негде жить, возьмем его к нам? Угадайте, какой звук к нам пришёл? Найдите лишний звук, он то к нам и придёт (игра «Какой звук лишний?» У-У-У-А) (Далее идет работа над звуком А по структуре занятия. Используем речевой материал по лексической теме «Овощи»). Мой опыт использования в течение всего учебного года таких разнообразных историй с различными героями, которые придумываются буквально «на ходу», показал, что с ними дошкольники легко усваивают сложный для них материал. Главным условием успешности в работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими ОВЗ является соблюдение общедидактичеких принципов: систематичности и последовательности; учета структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; поэтапность коррекции речи и активизации речевой практики.
|