Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование интерактивного метода «сторителлинг» при обучении грамоте дошкольников с ОВЗ
Обучение грамоте
Автор: Хафизова Лилия Кавилевна   
01.09.2022 08:46

Использование интерактивного метода «сторителлинг» при обучении грамоте дошкольников с ОВЗИспользование интерактивного метода «сторителлинг» при обучении грамоте дошкольников с ОВЗ

(выступление на педагогическом совете из опыта работы)

Хафизова Лилия Кавилевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Заинск

Для повышения речевой активности ребенка дошкольного возраста педагогу необходимо:

  • создавать игровую мотивацию, которая в занимательной для дошкольника форме обеспечивает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • выстраивать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи;
  • формировать потребность и желание высказаться.

По опыту своей логопедической работы с детьми, имеющими ОВЗ, могу с уверенностью утверждать, что отличным инструментом для работы по коррекции дефектов и развития речи дошкольников служит диалог. Интерактивность диалога бесспорна, а в форме рассказывания разных историй, которые возбуждают у детей эмоции и развивают мышление (метод «сторителлинга» – английское слово Storytelling), она обеспечивается личностным интересом и желанием ребенка помочь герою истории, стимулирует развитие произвольности его внимания на логопедических занятиях.

 

Рассказы развивают функциональную грамотность дошкольника: обогащают устную речь, помогают ребенку запомнить речевой материал, активизируют фантазию, стимулируют развитие мышления. В истории, где главные герои вымышленные образы или реальные персонажи, может присутствовать волшебство, загадочность – в результате получается поучительное сказание, поэтому этот способ передачи информации в древности называли «сказительство».

Применяю в своей практике метод рассказывания историй как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Новый материал раскрывается придуманной мной историей. Главным героем выступает сказочный Гном, который прогуливаясь в лесу слышит звук, зовущий детей на помощь. Со звуками «приключаются» различные жизненные истории, понятные и знакомые детям. В процессе работы на занятии мы «спасаем» попавшего в беду, выполняя игровые упражнения весело и непринуждённо.

Это могут быть различные рассказы или сказки с интересным и захватывающим сюжетом, в которых описывается путешествие различных героев и обязательно присутствует проблемная ситуация. История поможет собрать внимание детей и подготовить к изучению звуков на каждом занятии. На основе сюжета сказки строится вся структура занятия. Речевой материал для игр на развитие общей и мелкой моторики, на развитие мимических мышц, для голосовых упражнений и самомассажа и др. подбираются соответственно сюжетной линии сказки и изучаемой лексической темы.

Использую на индивидуальных логопедических занятиях кубики историй. Мной задается тема рассказа либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает свою историю.

Методика при работе с кубиками в группе детей: первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – из одного или двух предложений. Так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, для создания «ситуации успеха» каждому ребенку, можно составлять истории по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий – воспитатель, и наоборот. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро привыкают и уже после нескольких игр могут свободно составить рассказ, историю, понимают, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, способны начинать и заканчивать повествование.

Кубики историй можно приобрести готовые или сделать самостоятельно из картона. Например, в моей игротеке подобраны кубики:

  • по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда. Обувь», «Птицы», «Ягоды» и другие;
  • по видам артикуляционных упражнений;
  • для развития грамматических категорий;
  • для развития фонематического восприятия;
  • для составления детьми описательного рассказа.

Предлагаю свои примерные истории для старшей логопедической группы, которые можно использовать в работе дошкольниками. Истории могут сопровождаться презентациями, музыкой, мультфильмами и др. Ход занятия выстраивается основе сюжета сказочной истории, речевой материал подбирается по лексической теме «Осень».

История №1 Вводная. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

– Ребята, эта история приключилась в лесу. Однажды Белочка прогуливалась по солнечной полянке. Настроение у неё было прекрасное, ведь день выдался очень теплым и солнечным. Белочка перепрыгивала с ветки на ветку, напевая песенки, лакомясь ягодами, орешками и грибами. Любовалась красивыми разноцветными листьями на деревьях и кустах. Красными, желтыми, оранжевыми. (Как вы думаете, какое время года это было? Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов).

И, вдруг, она увидела огромную корзину. Корзина была такая большая и красивая, что белочка решила заглянуть в неё. Ей стало интересно, что же в ней лежит. Но, заглянув в корзину, Белочка ничего не увидела. Не было там ни грибов, ни ягод, ни орешков. Но услышала она какой-то шум. Это было звучание различных звуков. Послушайте. (Звуки леса) (Как вы думаете, что это было? Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов).

«Так вот кто живет в корзинке», — удивилась Белочка. Лес был наполнен различными звуками, ребята. Звуки издавали и птицы, и животные, и листва на деревьях, и травка, и ручеек, и капельки дождя, и ветерок (Отгадывание звуков).

Все они жили в той корзине. И вдруг подул ветер, ветер был такой силы, что все звуки рассыпались и разлетелись по всему лесу. Белочка ничего не смогла сделать и звуки растерялись. Конечно, Белочка очень расстроилась, ведь звуки теперь оказались на улице.

– Ребята, Белочка обратилась к нам за помощью. Как вы думаете, сможем ли мы ей помочь? (Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов: как мы с вами поможем Белочке? Что сможем сделать?). Конечно, мы постараемся. Мы будем искать звуки в лесу и приглашать к нам в группу. И они будут в безопасности. Для каждого звука у нас будет домик. Мы будем играть в разные игры со звуками и им не будет скучно с нами.

История №2. Звук и буква У.

– Посмотрите, ребята, у нас сегодня гость. Это та самая Белочка пришла к нам. Вспомните, ребята, на прошлом занятии я рассказала вам сказку про неё, она нашла корзину со звуками. Звуки разлетелись по лесу, они до сих пор там, им нужна наша помощь. Белочка, когда собиралась прийти к нам, услышала необычный шум за окном своей норки. Это был звук ветра. Он завывал вот так: «У-У-У-У-У-У-У…» Ребята, на что похож ещё этот звук? (Ответы детей выслушиваются педагогом и выстраивается диалог на основе уточняющих вопросов: возьмем жить к себе в группу это звук? Поможем ему? Найдем ему местечко у нас?).

– Смотрите, вот домики разных цветов. Красный, синий, зеленый. Какой-то домик точно понравится нашему звуку, и он будет жить в тепле, а мы будем с ним играть. (Далее идет работа со звуком по структуре занятия).

История №3 Звук и буква А.

– Ребята, у нас сегодня гость, посмотрите, какой симпатичный и веселый. Кто это? Какой он? Конечно, это Мишка! Мишка очень трудолюбивый. Все лето он много трудился, выращивал овощи, готовился к зиме, чтобы жировых запасов ему хватило до весны. При выборе места для берлоги он услышал звук. Привёл его к нам. Мы можем помочь звуку, ведь ему негде жить, возьмем его к нам? Угадайте, какой звук к нам пришёл? Найдите лишний звук, он то к нам и придёт (игра «Какой звук лишний?» У-У-У-А) (Далее идет работа над звуком А по структуре занятия. Используем речевой материал по лексической теме «Овощи»).

Мой опыт использования в течение всего учебного года таких разнообразных историй с различными героями, которые придумываются буквально «на ходу», показал, что с ними дошкольники легко усваивают сложный для них материал. Главным условием успешности в работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими ОВЗ является соблюдение общедидактичеких принципов: систематичности и последовательности; учета структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; поэтапность коррекции речи и активизации речевой практики.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год