«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЛФАВИТУ» — ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ «Ь» И «Ъ» ЗНАКИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. |
Обучение грамоте | |||
Автор: Тумашева Мария Петровна | |||
19.11.2021 05:09 | |||
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЛФАВИТУ» — ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ «Ь» И «Ъ» ЗНАКИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ дс№77 г. Иркутск. Цель:
Предварительная работа: познакомить детей со сказкой «Про город Звукоград» -Ребята, есть для букв русской азбуки разные памятники, но в нашей стране живут разные народы, наверное, поэтому создан необыкновенный памятник, который называется – «Дерево языка», посмотрите на экран… Монумент открыли в 1983 году. Гигантская, высотой 47 метров, композиция составленная из русских и грузинских букв находится на Тишинской площади. Официальное название- «Дружба навеки». Со временем памятник приобрел название — «Дерево языка». В Армении также существуют несколько «лингвистических» памятников. В Ереване установлена скульптурная композицию, в которую вплетены буквы, взятые из алфавитов всего мира. Памятник носит название – «Буквы мира».
-А сейчас предлагаю посмотреть видео «про «ь» и «ъ» знаки с тетушкой Совой» /дети смотрят в течение 5.5 минут видео/ -Понравилось видео? Мы ещё не раз встретимся с тетушкой Совой. Знаете, есть «волшебная страна Азбуковедение» и однажды на параде букв вот что произошло: Буквы всякие важны, Буквы всякие нужны. Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я. Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФАВИТ или королевы — АЗБУКА. Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв. /физминутка: «Солнце глянуло в окошко, раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, раз, два, три, четыре, пять. Наклониться, три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку – все мы делаем зарядку» / -Посмотрите, на столах кубики Зайцева, они помогут нам сочинить сказку «Про мягкий знак» /с чтением слогов по кубикам/: «Жили-были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Как-то раз «С» пошла в гости к «Я». Давайте на таблице Зайцева найдем, как «С» встретилась с «Я», что получилось? – «СЯ» -. «Л» направилась к «Е», где они встретились? Прочитаем: «ЛЕ». «Д» к «И» и получилось «ДИ». «Т» к «Ё», получилось «ТЁ». Какие это согласные? /мягкие/. Буквы жили-не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку «Ы», с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. -Что ты за буква? – возмущались они. Вот эта буква «Ь». Как она называется? /мягкий знак/. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень тяжело и одиноко. Как-то раз буквы взялись слова составлять – это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой. «Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога/гвоздь/. Стали буквы составлять слово «гвоздь». «ГВОЗД» — получается. -Что-то у нас не получается! – говорили буквы. Звук «д» в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый «И» говорит: «Встану я и обозначу мягкость «Д», — и быстро пристроилась в конце. –Что получилось? /гвозди/ — Лучше я встану, сказала «Я». Получилось «гвоздя». – У нас опять не получится, ведь ты обозначаешь звук «а» — сказали буквы. – Что же делать? Ребята, подскажите! /надо поставить «Ь» /. – Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец. – Что получилось? /гвоздь/. Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости «Ь». Буквы предлагают всем ребятам отгадать другие загадки: «Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко» /лось/, «»Спит или купается, всё не разувается: день и ночь на ножках красные сапожки» /гусь/, «Кто приходит, кто уходит – все ее за ручку водят» /дверь/. Мягкий знак дружит с разными буквами после того случая с гвоздями. В словах «коньки», «деньки», «пеньки» — с «Н», в словах «капельки», «петельки», «угольки» — с «Л». А вот с «К» почему-то нет. «К» встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но «К» не разрешает. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с «К». Мне даже очень хорошо стоять между буквами «Л» и «К». Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей». Но вот однажды девочка стала писать эти слова в тетради. Дошло до «угольков». Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: «у-голь-ки» и решила перенести «уголь-ки». Мягкий знак забеспокоился, не хотел расставаться с буквой «К». Стал просить: «Не разлучай с «К», пожалуйста». – А как по-другому? – «У-гольки», попросил мягкий знак. – «Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают. – «Тогда «угольк-и», снова просит мягкий знак. – «Так нельзя. Не по правилам.» — Тогда «угол-ьки». «Что ты, что ты? Разве так можно? Ты оказывается совсем не знаешь правил переноса. Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой». -И, наконец, игра «Твердый – мягкий». Делимся на две команды: команда «Камень» и команда «Вата». Правило: команда «Камень» встает, если в слове «ъ», если «ь» — встает команда «Вата» / лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень, съел, лезть…/ -Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.
|