Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик». |
Обучение грамоте | |||
Автор: Коновалова Вера Евгеньевна | |||
17.07.2021 17:14 | |||
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик». Цель: Познакомить детей с буквой «Б», звуком [Б, б"]. Задачи: Уточнять артикуляцию звуков [б — б"]. Учить определять место звука [Б] в словах. Закрепить понятие об образовании слогов, слов. Учить составлять предложения и распространять словами прыгательными. Развивать у детей связную речь, мышление. Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Составление предложений, работа с предложениями. Речевые игры и упражнения.
Развивающая среда: Карточка с изображением буквы «Б», разрезанная на 8 частей. Предметные карточки, в названии которых есть звук [Б]. Цветы – макеты, у которых в середине – буква «Б», лепестки – гласные буквы. Карточки с заданием к игре «Помоги буквам встать на свои места». Заготовки цветов из бумаги для штриховки. Цветик – семицветик, изготовленный из цветной бумаги и картона. Ход занятия: Воспит-ль: — Посмотрите, дети, что за чудесный цветок я нашла сегодня утром! Сколько на нём лепестков? (7). Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик». Это цветок волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала? /Дети перечисляют. / - Послушайте: Лети, лети, лепесток, Лишь коснёшься ты земли, -Ой! Ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! И желания Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Поможем Жене? - Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками! 1 задание (жёлтый лепесток). Воспит-ль: — У Жени рассыпались части картинки, которые лежат у вас на столах. Помогите собрать её в одно целое и узнаем, что же там изображено. /Дети выполняют задание, соединяют все части в одно целое, получилась буква «Б». / Воспит-ль: — Да это же буква! Кто из вас уже знаком с этой буквой? /Ответы детей. / /Характеристика звука [Б]: при произнесении звука губы сначала плотно закрыты, а потом быстро раскрываются – как маленький взрыв, произносится кратко. Если приложить руку к горлу и произнести звук, то мы услышим, что горлышко у нас дрожит (если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит). Звук нельзя петь, произносим его с помощью губ, значит, это согласный звук и звонкий. На что похожа? Воспит-ль: - Буква Б проснётся рано. Буква Б с большим брюшком, Разыгралась буква Б и бараном блеет: Бэ-э. (А. Шибаев) Давайте возьмем ручки и пропишем букву в воздухе. Воспит-ль: — Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание: чтобы разбитая вазочка сделалась целой. Лети, лети, лепесток Лишь коснёшься ты земли, 2 задание (красный лепесток): - А на этом лепестке новое – второе задание. У нас на доске висят картинки. Посмотрите внимательно, найдите и назовите только те предметы на картинках, в названии которых есть звук [Б]. /Дети находят нужные картинки и определяют место звука в словах: в начале, в середине, в конце. / - Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. /Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…» / 3 задание (синий лепесток): Воспит-ль: — Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы вставляйте недостающее слово: 1) Со мной в поход легко идти, 2) На ветке не птичка – 3) А водитель спозаранку 4) У отца был мальчик странный. На земле и под водой ищет ключик золотой. 5) Она весну встречает – сережки надевает. 6) «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» - Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь! /Дети повторяют слова, срывают лепесток. / 4 задание (зелёный лепесток): Воспит-ль: — Мы попали с вами на волшебную поляну! Сколько цветов! Тут есть один необычный цветок! Середина у этого цветка – буква «Б», а лепестки нам надо найти ведь они посмотрите, разбросаны по всей поляне. Давайте соединим середину цветка с лепестками и посмотрим, что у нас получится. /Дети читают: БА, БО, БУ, БЫ. / А сейчас мы поиграем в игру с этими слогами «Скажи наоборот». - Теперь давайте придумаем слова с этими звуками. Воспит-ль: — Я вижу, вы немного устали, помогая Жене! Предлагаю отдохнуть! Физминутка: Буратино потянулся. Ключик, видно, не нашел. /Дети декламируют стихотворение, выполняя движения. / Воспит-ль: — Отрываем теперь следующий лепесток. Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое желание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира! /Дети повторяют слова, отрывают лепесток. / 5 задание (оранжевый лепесток): - Оранжевый лепесток предлагает поиграть в игру «Придумай предложение со словом «Буратино». Дети выполняют задание. / Давайте теперь скажем, какой у нас Буратино? - Ребята! Пока мы с вами выполняли это задание, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать… /Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…», срывают ещё один лепесток. / 6 задание (фиолетовый лепесток): Воспит-ль: — С этим лепестком к нам опять пришла игра «Помоги буквам встать на свои места». /Детям раздаются карточки со словами. Но буквы в них перепутались. Под каждой буквой стоит цифра. Дети расставляют буквы по местам, начиная с цифры «1». / - И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова… /Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…» / 7 задание (голубой лепесток): Воспит-ль: — Женя очень хотела поиграть с мальчиком. Мы тоже поиграем, чтобы помочь этому желанию исполниться. Игра называется «Отвечай быстро». Я называю любое слово (прилагательное) а вы добавляете к моему слову подходящее (существительное) по смыслу слово. Но здесь есть сложность: в слове, которое вы добавляете, должен быть звук [Б]: например: деревянный……Буратино. Рыжая…………белка Вкусный………банан Воспит-ль: — Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. А у вас есть желания? /Ответы детей. / Для вас Женя приготовила сюрприз! Вот вам цветики, пока одноцветики. После занятия мы с вами раскрасим его, чтобы наш цветок стал цветиком – семицветиком. А пока в середине напишите букву, с которой мы сегодня познакомились. Какая это буква? /»Б» /. Воспит-ль: - Давайте ещё раз вспомним, какую букву и какой звук мы сегодня узнали? Какие задания выполняли? /Находить предметы с этим звуком, с буквой учились составлять слоги и слова. / - Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.
|