Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи |
Обучение грамоте | |||
Автор: Сухинина Александра Сергеевна | |||
20.04.2021 20:31 | |||
Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи, по определению Р.Е. Левиной, представляет собой «такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» Учеными (Г. А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, А.В. Лагутина, М.Н. Русецкая и др.) установлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи предпосылки овладения грамотой формируются с трудностями, что в дальнейшем приводит к возникновению у детей этой категории дислексии и дисграфии. Таким образом, мы можем говорить о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в специальной помощи в процессе подготовки к овладению грамотой.
Изучением готовности к овладению грамотой, а также разработкой методических аспектов этого вопроса занимались такие ученые как Л.Е. Журова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.В. Нижегородцева, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др. Практически все исследователи отмечают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности на этапе подготовки к овладению грамотой гораздо чаще, чем их ровесники без речевой патологии. Дети с речевой патологией имеют дефицитарность не только в развитии всех компонентов речевой системы, но и в развитии моторной сферы, зрительно-пространственной ориентации, фонематической и фонетической систем и пр. Р.Е. Левина, характеризуя готовность детей к овладению грамотой, отмечала, что формирование первоначальных навыков чтения и письма возможно только при условии гармоничного развития фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При этом автор обращает внимание на необходимость специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование таких компонентов готовности к усвоению грамоты, как лексико-грамматический строй речи, произносительная сторона речи, представления об окружающем мире. Трудности в овладении грамотой у детей с общим недоразвитием речи связаны прежде всего с проблемами в развитии вербального компонента функционального базиса чтения и письма. Для детей с общим недоразвитием речи характерно более позднее появление речи, скудный словарь, нарушения грамматического строй речи, нарушения произносительной стороны речи, проявляющиеся в дефектах произношения и фонемообразования. При этом уровни речевого развития у детей этой категории могут проявляться в разной степени: от полного отсутствия вербальных средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Многочисленные исследования речевого развития детей с патологией речи свидетельствуют о наличии у них различных аграмматизмов, что, безусловно, приводит к трудностям в формировании навыка чтения. Дети, которые не умеют правильно употреблять словоформы, обозначать пространственно-временные отношения, использовать предложно-падежные формы испытывают трудности в понимании звучащей речи, и тем более, оказываются неуспешными при чтении текстов. Ограниченность словарного запаса детей также создает препятствия в создании собственных высказываний и понимании устных и письменных высказываний других людей. Таким образом, нарушения в формировании вербального компонента готовности к овладению грамотой напрямую приводят к трудностям в овладении детьми с общим недоразвитием речи навыками чтения и письма. Однако, не меньшую роль в процессе подготовки к овладению грамотой играет невербальный компонент функционального базиса рассматриваемых операций. Успешность формирования первоначальных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня развития у них слухоречевой и зрительной памяти. В исследованиях, проведенных М.Н. Русецкой отмечается, что для детей с общим недоразвитием речи свойственны такие недостатки слухоречевой и зрительной памяти как низкая скорость запоминания; слабая переключаемость с одного стимула на другой; небольшой объем запоминания, что приводит к персеверациям, заменам и перестановкам предъявленных вербальных и визуальных стимулов. Кроме этого трудности в овладении грамотой у детей рассматриваемой категории могут быть вызваны недостатками их пространственной ориентировки. В результате исследования, реализованного А.В. Лагутиной, было установлено, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности при установлении формы, размера, расположения предметов по отношению к друг другу и собственному телу, а также определении пространственных отношений между этими предметами. Специфические трудности были зафиксированы у этих детей при формировании пространственных понятий «право-лево», «верх-низ» и пр. Также проблемы проявляются и в вербализации пространственных отношений. Дефицитарность оптико-пространственных представлений у детей с речевой патологией проявляется и в практической (изобразительной и конструктивной) деятельности. В работах А.В. Огаркиной отмечается, что дошкольники с общим недоразвитием речи достаточно часто испытывают трудности в процессе воспроизведения заданной формы, что наблюдается в искажении пропорций изображаемого объекта, отсутствии существенных деталей, несостоятельности при использовании элементов для составления целого. И.Н. Садовникова отмечает у детей с общим недоразвитием речи ряд существенных недостатков зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, которые приводят к трудностям в формировании навыков чтения и письма. К таковым относятся: проблемы в создании визуального образа букв; слабое запоминание и медленное узнавание графических изображений букв; пропуск, добавление, перестановка букв при чтении; искажение при изображении букв, фигур; трудности при выделении элементов букв и др. А.Н. Корнев подчеркивает существенную роль в овладении чтением и письмом фонематического восприятия, на основе которого осуществляется важнейшая для овладения грамотой операция – фонематический анализ. При этом ученый констатирует наличие проблем, имеющихся в развитии фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. В результате многочисленных исследований А.Н. Корнев установил, что недостатки фонематического восприятия у детей с речевой патологией связаны с нарушением взаимосвязи в работе речеслухового и речедвигательного анализаторов. То есть формирование сенсорных и языковых эталонов фонем у ребенка нарушается, поскольку он не способен установить однозначную взаимосвязь между воспринимаемым образцом произношения, которое демонстрирует взрослый и собственного произношения с кинестетическими ощущениями, возникающими при артикуляции этих фонем. Таким образом, нарушение межанализаторного взаимодействия приводит к тому, что ребенок не соотносит произношение с эталоном при помощи слуха, а несформированность кинестетических ощущений при нарушенном произношении усугубляет трудности в формировании слуховых эталонов и деформируют их. Также проблемы в овладении грамотой у детей с общим недоразвитием речи связаны с недостаточным уровнем развития у них общей и мелкой моторики. Трудности в развитии моторной сферы имеют широкие проявления: от общей моторной неловкости и неуклюжести до несформированности мелкой моторики рук. М.В. Аксенова указывает, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в процессе овладения графическими навыками, поскольку у них, как правило, не возникает интереса к ручной деятельности. На музыкальных занятиях их движения отстают от общего темпа и ритма, они не способны выполнять точные движения, предъявляемые педагогом. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности эти дети демонстрируют неумение держать карандаш, трудности в переключении движений, чрезмерное напряжение в руках. В созданных детьми рисунках и аппликациях просматривается неряшливость, неуверенное выполнение замысла, отчетливо дают о себе знать проблемы с зрительно-пространственным расположением элементов. Таким образом, процесс подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой очень трудоемкий и должен охватывать коррекцию и развитие различных компонентов функционального базиса чтения и письма. О.Б. Иншакова отмечает, что организация коррекционно-развивающих занятий должна быть основана на диагностике и планировании работы на основе индивидуального подхода. Поскольку готовность к овладению грамотой включает в себя достаточно много различных компонентов, то к ее формированию у детей с общим недоразвитием речи могут быть привлечены и другие специалисты дошкольной образовательной организации – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, педагог дополнительного образования. Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается дефицитарность ключевых компонентов готовности к овладению грамотой: нарушения в формировании фонетико-фонематической и произносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи, несовершенства моторной сферы, дефицитарность зрительно-пространственных представлений. Эти обстоятельства указывают не необходимость реализации специально организованной коррекционно-развивающей работы.
|