Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа) |
Обучение грамоте | |||
Автор: Ворошилова Ирина Анатольевна | |||
03.02.2021 12:12 | |||
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа) МДОУ д/с 28 г. Ржева Тверской области Учитель – логопед высшей категории: Ворошилова Ирина Анатольевна Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З». Задачи Коррекционно — образовательная:
Коррекционно — развивающие:
Коррекционно — воспитательная:
Оборудование: картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши, нитка (по количеству детей). Ход занятия Организационный момент Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту: Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем, А потом их разведём и к себе скорей прижмём. - Брови к верху поднимаем, а потом их опускаем. - Щечки мы надули, щечки мы втянули. - удивились, улыбнулись, растолстели, похудели. Если услышите, что звучит колокольчик, садятся за столы девочки, если музыкальный молоточек- садятся мальчики. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик», «Трубочка». Чередовать упражнения «Заборчик» — «Трубочка». «Открыть – закрыть заборчик» Повторить упражнение 5 – 10 раз. «Накажем непослушный язычок» «пя-пя-пя», а потом «тя-тя-тя». «Блинчик» Удерживать под счет от 10 до 15 секунд, «Остудим блинчик» «Почистим нижние зубки», «Горка». Логопед предлагает детям отгадать загадки. Загадки Себя он раскрывает, тебя он закрывает. Только дождичек пройдет — сделает наоборот. (Зонт) Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (Замок) Зимой серый, летом белый. (Заяц) Кто длиннее, чем чулок? У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя По земле ползёт она. (Змея) После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки. Объявление темы занятия С какого звука начинаются все слова — отгадки? Ответы детей. Логопед выставляет картинку для звукоподражания. К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит? Дети: «З- з з.» Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся». Послушайте сказку о Язычке. «Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: «з – з — з». «Это новая песенка, — сказал Язычок, — это песенка комара. Комар так поёт, когда летит и хочет кого – то укусить». (Споём все вместе песенку комара) Произнесение звука [З] хором и индивидуально. Характеристика артикуляции звука [З]: губы в «улыбке»; зубы сближены и создают преграду для воздушной струи; кончик языка упирается в нижние зубы; посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя. Звук [З] — согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета. Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З]. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?» Если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. Звук [З] — звонкий. Давай те поселим его в домик для звуков. В какой дом его поселим? (ответы детей). Упражнение «Слушай внимательно». Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З] в звуках, слогах, словах. - «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З» … - «са», «за», «то», «ша», «со» … - «санки», «зонт», «шуба», «заяц» … Повтори чистоговорки За – за – за – вот идёт коза Зу –зу – зу – мы ведем козу Зы – зы – зы – новые тазы Упражнение «Где звук?». Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы (начало, середина, конец слова). Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки. Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор. Физкультминутка Зайка Проговаривание слов с имитацией движений. Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет. В чехарду играть зовет. Лапками вверх, лапками вниз. На носочки, подтянись! Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок, скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Развитие фонематических представлений. Игра «Назови слова» Назвать слова, которые начинаются со звука[З]. Логопед: «Ваше внимание, ваше старание, Хорошая работа будет награждаться «звездой». За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду». Игра «Волшебная цепочка» Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова. Зуб – куб – дуб – душ. Зима – Зина – Рина – рана – рама. Гимнастика для глаз «Заяц» Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают. Знакомство с буквой «З». Логопед демонстрирует детям букву «З». - Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З». Логопед предлагает рассмотреть букву «З». Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение. На эту букву посмотри: Она совсем как цифра «три». С. Я. Маршак - Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе. - Выложить букву «З» ниткой Итог занятия -Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии? Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] — согласный, твёрдый, звонкий). Логопед находит положительные моменты в работе детей. Будем звёзды зажигать. Будем букву составлять На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З». Логопед предлагает Детям встать в круг: А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда! Список использованной литературы
|