Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С" и буква С. |
Обучение грамоте | |||
Автор: Лалетина Юлия Николаевна | |||
16.01.2021 17:35 | |||
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С" и буква С. Учитель-логопед I категории Лалетина Ю.Н. МБДОУ №73 Красноярск 2020 Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи Задачи: Коррекционно — развивающие:
Коррекционно — воспитательные:
Коррекционно — обучающие:
Предполагаемый результат:
Виды детской деятельности:
Словарная работа: активизировать в речи детей по лексической теме «Зимующие птицы». Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности. Предварительная работа: беседа по лексической теме «Зимующие птицы». Оборудование:
ХОД ООД Организационный момент: Дети сидят на стульях полукругом. Появляется лягушка – путешественница (далее «логопед»): «Ребята, я очень рада видеть вас! Вы меня узнали?» Дети: Да, лягушка – путешественница! Логопед: Молодцы, я так люблю путешествовать, и вот добралась до вашего садика, говорят, что вы здесь учите звуки и буквы, это правда? Дети: Да Логопед: И звуки, и буквы? Расскажите мне тогда что это такое звуки, а буквы? Дети: отвечают с опорой на плакат – звуки — мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем Логопед: Я бы тоже хотела быть грамотной и знать звуки и буквы! Научите меня? Дети: Да! Логопед: Тогда отправляемся в ваш город букв! Ой, ребята, а кто это? Дети: Это снегирь, голубь, сова… Логопед: Как назвать одним словом? Дети: Птицы, зимующие Логопед: Где они живут? Разве они должны быть здесь, в детском саду, в городе букв? Дети: На деревьях, в лесу… Появляется Баба – Яга: Это я птиц заколдовала! Если хотите их расколдовать, то вы должны выполнить правильно все задания! И тогда они вернутся в свой лес. А задания мои трудные, поэтому не получится у вас птиц спасти Логопед: Дети, надо помочь птицам, приступим к их спасению? Дети: Да Логопед: 1 птица (снегирь): даем характеристику согласных звуков и соединяем их в прямые и обратные слоги, используем символы согласных и гласных. Давайте расколдуем снегиря – какой первый звук в слове Снегирь? Дети: (С) Логопед: давайте посмотрим в зеркала и расскажем, что происходит с органами артикуляции, когда мы его произносим? Дети: губы – в улыбке, зубы сближены, язык – лежит внизу в положении «горка» Логопед: Мы можем петь этот звук, воздух может проходить свободно, когда мы его произносим или воздушная струя, встречает преграду? Дети: воздушная струя встречает преграду – зубы и язык Логопед: Значит какой это звук? Дети: согласный, твердый Логопед: На магнитную доску помещает символ согласного твердого звука – синий круг Давайте закроем уши и проверим какой это звук – звонкий или глухой – глухой, колокольчик на символе согласного твердого синего убираем. Определяем пару — согласный мягкий (зеленый) глухой и помещаем на магнитную доску. Давайте теперь подружим наши звуки с гласными звуками – на магнитную доску помещаются символы гласных звуков и соединяются в прямые и обратные слоги. Логопед: Мы задание выполнили, снегиря расколдовали, отпускаем его отпустим его в лес! (Садим снегиря НА ветку) Логопед: 2 птица (голубь): Определяем место звуков в слове (начало, середина, конец, согласный, твердый синий; согласный мягкий зеленый) Чтобы расколдовать голубя, нам нужно определить место звука в слове. На магнитную доску помещаются паровозики с соответствующими окошками, предлагаются предметные картинки. Логопед: Ребята, вы такие молодцы, нам осталось выполнить одно задание – звуковой анализ слова На доске выполняется звуковой анализ двусложных слов (осы, бусы, гуси) при помощи картинок и кружков синего, зеленого и красного цветов. Дети, вы хорошо справились с заданием. Давайте отпустим голубя в лес (Садим голубя ПОД дерево). Логопед берет под деревом картинку с изображением синицы, дети называют ее и делают физминутку: Физминутка «Скачет шустрая синица» Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто) Логопед: 3 птица (сова): Знакомство с буквой, закрепление понятия «слог». Слоговые таблицы для чтения, слоговой анализ, сколько слогов в слове, какой по счету данный слог? Ребята, какую птицу осталось нам расколдовать? Дети: Сову Логопед: Чтобы нам его расколдовать, давайте вспомним букву С. Пишем букву в воздухе, проговаривая ход движения руки, обводим пальчиком каждый индивидуально, повторяем букву семь раз, лепим из пластилина буквы синего и зеленого цвета (проговаривая еще раз характеристику звука) Логопед: Ребята, давайте поселим нашу букву в город букв, в какой дом мы ее поселим? Дети: В синий дом с синей и зеленой крышей (поселяем букву С в город букв). Логопед: Предлагаю вам, ребята, подружить букву С с гласными буквами. Для этого нам нужно вспомнить гласные (А, О, У, Э, Ы, И) На магнитную доску помещаются слоговые таблицы, дети читают. Затем называют предметные картинки, определяют сколько слогов в слове, деля слово на слоги при помощи хлопков, какой данный слог по счету (Сачок– два слога, слог СА – первый и так далее на все слоги) Логопед: Мы задание выполнили, и сова возвращается в лес (Садим сову В дупло). И чтоб Баба – Яга больше птицам не вредила и не заколдовала их, предлагаю сесть за столы и напечатать букву С (Дети садятся за стол и печатают букву в тетрадях в крупную клетку по образцу) Придумывание предложений с заданным словом Логопед: Давайте посмотрим на наш лес и расскажем, где же у нас находятся птицы? Вспомним что такое предложение и из чего оно состоит Логопед: Какую мы первую птицу расколдовали Дети: Снегиря (склонение слов по падежам и числам) Посмотрите, еще прилетели снегири, сколько их стало? Дети: 5 снегирей Логопед: Где он находится? Дети: В кормушке! Логопед: Ответим полным предложением и выложим схему предложения, определим короткое слово (предлог) Дети индивидуально, логопед на магнитной доске выкладывают схему предложения с предлогом (Снегирь сидит НА ветке. Голубь сидит ПЕРЕД деревом. Сова сидит В дупле.) Логопед: Чем мы еще можем помочь птицам в лесу? Дети: покормить птиц (насыпаем семечки птицам под дерево) Итог занятия: Логопед: Дети, вам понравилось спасать птиц? Что понравилось больше всего? Какие задания были легкими, а какие трудными? Кого бы вы могли сегодня похвалить и за что?
|