Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Салина Светлана Викторовна | |||
14.11.2020 06:46 | |||
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков» Учитель-логопед Салина Светлана Викторовна, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский Цели и задачи занятия Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; закреплять графический образ букв, зрительное внимание; закреплять навык чтения слогов и слов. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность Оборудование: карта, мольберт, ребус, дидактические игры «Собери цветы» и «Рыболов», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, зашумовки), солнышко, картинки (волны, слоны, волки), камешки, ракушки, буквы, бинокль. Ход занятия. Организационный момент. (Дети стоят в кругу, здороваются друг с другом с помощью игрушки солнышко.) Логопед. Своим теплом солнышко излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра. (Звучит спокойная мелодия.) Введение в тему. Проблемная ситуация. (Звучит голос из волшебной шкатулки.) «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл». Логопед: Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? А на чём же мы доберёмся до этой страны? Давайте угадаем? (Дети: читают слово «КОРАБЛЬ» по первым звукам.) Закрепление изученного материала. Логопед: И для того, чтобы наш корабль смог тронуться с места и отправиться в это далёкий путь нам нужно отгадать загадки о жителях этой страны: Один мягкий и свистит Другой твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт… (звук). Вопросы- какие звуки вы знаете? Черные птички на белой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Что такое буква? Сначала я никак не мог Прочесть с двух букв Свой первый… (слог). Из чего состоит слог? Звук я к звуку подберу, И его произнесу, Если буквы в ряд сложу, То его потом прочту… (слово). Много слов я соберу, Меж собой их подружу Понятным будет изложение, То получу я … (предложение). А какие предложения бывают? Логопед: Все загадки разгаданы, и мы продолжаем наше путешествие. (Звучит шум моря) Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, нас греет теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте глубоко вздохнём ртом и выдохнем носом (дыхательная гимнастика). В пути нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем нужные буквы. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь! Основная часть. Логопед: Ребята, а что же такое мы должны взять с собой для того чтобы наш корабль плыл по правильному курсу и не сбился с пути? Дети: нужна карта!? Логопед: Вы представляете, а злой Буквоед заколдовал её. Попробуем её расколдовать? (зашумовка на звуки л) Логопед: Молодцы мы с вами расколдовали карту и даже получили первую букву-Д. Отправляемся в путь (звучит гудок корабля, затем шум моря). Остановка 1. Кораблик приплыл к Протоке Звуков. Логопед: Я сейчас прочитаю небольшой стишок, а вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? На море я гляжу, Ла-ло-лу! По морю плыть хочу, Ла-ло-лу! И вот я в лодочке, Ля-лё-ле! Плыву я по волне, Ля-лё-ле! Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный) Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок. Логопед: Где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (за верхними зубками) Логопед: Еще он какой? Дети: Твердый, звонкий. Логопед: А вы заметили, что звук — Л звучал по-разному? -У этого звука есть младший брат? — (ль) — В какой букве они живут? (выбор буквы) - На что похожа эта буква? (изображают) Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из морских камней и ракушек. Логопед: Молодцы, хорошо справились с заданием, за это мы получаем следующую букву –Р. Логопед: Наш корабль плывёт дальше. На горизонте появилась река «Богатых звуков», где мы можем подкрепиться, наловив рыбы на уху (игра «Рыболов», дети делятся на две команды и каждая команда вылавливает магнитной удочкой из речки рыб со звуками л и ль). Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и получаете букву — У. Остановка 2. Логопед: Ребята, а что находится за речкой (поляна). Может, мы немного прогуляемся? Мне кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Да ведь это злой Буквоед заколдовал цветы. Если мы их расколдуем, то сможем отправиться в путь дальше». (Игра «Собери цветы». Дети делятся на три команды, одна собирает цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая — цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова). Логопед: Отлично ребята справились с заданием, за это мы получаем следующую букву — Ж. Остановка 3. Логопед: Мы пересекаем сложный пролив. Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание от Буквоеда (Упражнение «Закончите предложение»). Пушинка легкая, а камень … (тяжелый) Летом погода жаркая, а зимой … (холодная) Горчица горькая, а сахар … (сладкий) Суп горячий, а компот … (холодный) Заяц трусливый, а лев … (смелый) Дедушка старый, а внук … (молодой) Волк летом сытый, а зимой … (голодный) Асфальт шершавый, а камень … (гладкий) Лужа мелкая, а река … (глубокая) Волшебница добрая, а колдунья … (злая). Логопед: И с этим заданием Буквоеда мы справились, теперь у нас есть буква — Б. Остановка 4. Логопед: Вдали виднеется какой-то остров (смотрит в бинокль). Стоп машина. Но как же мы сможем туда перебраться? Дети: чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Логопед: Но вот мы и на острове Слов. - Посмотрите ребята, какое солнце грустное. Чтобы оно улыбалось, нам надо выполнить следующее задание Буквоеда (разгадывание ребуса: 1 слог от слова ВОЛКИ, второй слог от слова СЛОНЫ. Ответ ВОЛНЫ.). - Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают). - Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два). - Вы можете выложить схему этого слова (Дети работают с фишками, дают характеристику звукам.). Логопед: Посмотрите на наше солнышко оно улыбается и дарит нам букву -А. Сколько букв мы с вами собрали? А вы сможете выложить из этих букв слово ДРУЖБА? (Звучит музыка, дети выкладывают слово). (Звучит голос Царицы) «Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей. Я желаю вам друзья делать добрые дела и дружить и дорожить, и добро друзьям дарить. И за это вам друзья подарю билеты я» (дарит билеты на просмотр мультфильма). Логопед: Пора возвращаться домой, прошу занять свои места на корабле (Дети садятся в корабль). Рефлексия. - Ребята, вам понравилось путешествовать? - Где мы с вами побывали? - Какие задания Буквоеда для вас были сложные, а какие — легкими?
|