Звук и буква «С» Цель: 1. Характеристика звука «с». 2. Знакомство с мягким звуком «с’». 3. Дифференциация звуков «с» и «с’». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Составление предложений с предлогом «с». 5. Знакомство с буквой «с». 6. Чтение и преобразование слов. 7. Составление, чтение и анализ предложений. Ход занятия: Орг.момент Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор – лук – слива; Яблоко – груша – капуста; клен – дуб – сова; платье – рубашка – стакан; волк – медведь – сорока; голуби – ворона – лиса. 1. Характеристика звука «с» (согласный – не поется, свистящий, твердый, произносится без голоса – рука на горлышке). Выполнение упражнения «Заборчик» (губы растянуты в улыбке, видны передние зубы: «С-с-с»). 2. «Вспомни и назови». Дети вспоминают и называют по очереди слова со звуком «С», определяют место звука в слове. 3. «Найди и назови». Знакомство с «младшим братцем» - мягким звуком «с’». В помещении в разных местах расставлены картинки. Дети должны найти только те из них, в названии которых есть мягкий звук «с’». 4. Игра «большой – маленький». Дифференциация звуков «с» и «с’». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением: абрикос – абрикосик, ананас – ананасик, нос – носик, пес – песик, хвост – хвостик, сосна – сосенка, колесо – колесико, насос – насосик, пылесос – пылесосик, куст – кустик. 5. «Что с чем рядом?»
Составление предложений с предлогом «с». На доске 6-7 картинок, в названии которых есть звук «с» или «с’». Логопед спрашивает: «Что рядом с сумкой?». Ребенок отвечает: «Рядом с сумкой василек и апельсин» и т.д. Физминутка (скажи «наоборот») 6. «Чего не бывает?» Не бывает самолета без хвоста, собаки без носа, автобуса без колес, стула без спинки, капусты без листьев, лестницы без ступенек, весны без солнца, подсолнуха без лепестков. 7. «Совы и синички» Дифференциация звуков «с» и «с’». На доске – картинки, в названии которых есть звук «с» или «с’». Играют 2 команды: «совы» и «синички». Дети по очереди выходят к доске, берут нужную картинку, и комментируют: «Я беру стол, потому что я сова». Или: «Я беру письмо, потому что я синичка» и т.д. 8. «Что справа, а что слева?» На доске в 2 столбика расположены картинки: слева – картинки, в названии которых звук «с», а справа картинки, в названии которых звук «с’». Дети по очереди или хором говорят: «Справа носорог, а слева селедка, и т.д.». 9. Знакомство с буквой «с»: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква «С»? (вправо). На что она похожа? (на незаконченный овал). 10. Чтение и преобразование слов: ус – усы – осы – косы – коса – оса – оспа; ком – том – сом – сох - сок - сук – кусок. 11. Составление, чтение и анализ предложений: «У куста оса. У осы усы»
Подведение итога занятий
|