Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Весёлая школа» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Басараб Наталья Николаевна | |||
09.05.2020 04:54 | |||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Весёлая школа» Образовательная область – речевое развитие Цель: Формирование звуковой культуры речи дошкольников. Задачи:
Ход НОД
Воспитатель – Ребята, вы – будущие первоклассники и скоро все пойдёте в школу. Я вам предлагаю поиграть в игру «Школа». Я буду ваша учительница, а вы мои ученики. Вы согласны? Дети – Да! Воспитатель – Как ученики в школе узнают о начале урока? Дети – Звенит звонок. Воспитатель – Звенит звонок, всех зовёт на урок! Занимайте места за столами. Хочу вас познакомить с нашей гостьей (показывает куклу) Это школьница Вера. Она всё знает о школьном обучении и хочет посмотреть, готовы ли вы идти в школу. Ну что, ребята, покажем Вере свои знания и то, что вы действительно готовы идти в школу? Дети – Да! Воспитатель – Хочу вам напомнить: не забывайте о правилах поведения на уроке. А также, я хочу убедиться в том, что вы внимательны и умеете работать самостоятельно. А будем мы сегодня играть со звуками и словами. Но в начале урока мы проведём весёлую гимнастику для язычка. Улыбается ребёнок, Языком давить стараюсь, Хобот вытянул слонёнок. В щёку сильно упираюсь. Вот зевает бегемот, Раздалась моя щека, Широко открыв свой рот. Как мешок у хомяка. Вот толстяк – надуты щёки Щёки надую и выпущу пар, И, наверно, руки в боки. И запыхчу, как большой самовар. Вот худышка – щёки впали: Влево-вправо кончик ходит, Видно есть ему не дали. Будто места не находит. Упражнение «Лошадка» Воспитатель – Молодцы. А теперь скажите, какие бывают звуки? Дети – Звуки бывают гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие. Воспитатель – Давайте поиграем в игру. Я вам буду называть звуки. Если вы услышите согласный мягкий звук, покажите карточку соответствующего цвета. Будьте внимательны Воспитатель называет звуки, дети выполняют задание. Воспитатель – Скажите, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? (Предлагаются следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом, дом – лом, каша – Маша). Воспитатель – Из чего состоят слова? Дети – Слова состоят из звуков. Воспитатель – А предложения? Дети – Предложения состоят из слов. Воспитатель – А текст? Дети – Текст состоит из предложений. Воспитатель – Скажите, сколько звуков в словах: луч, гром, весна? Дети определяют Воспитатель – Назовите эти звуки и дайте им характеристику. Дети выполняют задание. Воспитатель – Составьте слово из первых звуков слов: лак, укроп, жёлудь, апельсин. (Лужа) Дети выполняют задание Воспитатель – А теперь составьте слова по трёхзвуковой модели: твёрдый согласный, гласный, твёрдый согласный (лук, сок, дом и другие слова) Дети выполняют задание. Воспитатель – Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Топай – хлопай». Я буду называть слова, а вы, когда услышите согласный мягкий звук, хлопайте в ладоши, а если услышите согласный твёрдый звук – топайте ногами. Проводится игра Воспитатель – Ребята, вы уже знаете, что все слова делятся на слоги. Давайте определим количество слогов в словах: ручей, бежит, маленький. Дети хлопками определяют количество слогов. Воспитатель – Какой первый слог в слове ручей? Дети – Ру – Воспитатель – Назовите другие слова, которые начинаются со слога ру- Дети – Рубашка, рукавицы, рулет, рука, рукав и др. Воспитатель – А я знаю вот такие слова: рубанок, рукоятка, рукотворный, рулетка, Румыния. Можете объяснить, что означают эти слова? Дети объясняют. В случае затруднения воспитатель сама объясняет их значение. Воспитатель – Я вам сейчас назову слова, а вы из первых слогов этих слов составьте слово: каша, пельмени. (Капель) Дети называют слово. Воспитатель – А теперь из последних слогов слов составьте слово: кенгуру, ничей. (Ручей) Дети называют слово. Воспитатель – Ребята, вы сказали, что из слов состоят предложения. Я вам сейчас зачитаю предложение, а вы скажете, сколько в нём слов. «Бежит, струится маленький серебряный ручей». Дети определяют количество слов. Воспитатель – Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его. Дети проговаривают. Воспитатель «раздаёт» детям слова и просит «построить» предложение в правильной последовательности. Дети выполняют задание Воспитатель – А теперь вы составьте предложение из опорных слов: оживает, весна, природа, вся. (Весной оживает вся природа) Дети составляют предложение. Воспитатель – Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови слово на последний звук». Дети стают в круг. Первый ребёнок передаёт мяч другому ребёнку и называет любое слово. Следующий ребёнок берёт мяч и, передавая его другому ребёнку, называет слово на последний звук и т. д. Воспитатель – Ребята, я вам сейчас зачитаю текст, а вы определите количество предложений в нём. «Наступила весна. Ярко светит весеннее солнце, согревая землю своими лучами. На земле появились первые проталины. На деревьях распускаются первые почки. Из тёплых краёв возвращаются перелётные птицы». Дети определяют. Воспитатель – Молодцы ребята. Вы сегодня были очень активны. И школьница Вера принесла каждому из вас подарок, замечательный смайлик с надписью «Знайки». (Обращается к кукле). Вера, понравился тебе наш урок? Как ты думаешь, готовы ребята идти в школу? Спасибо тебе, что пришла к нам в гости. (Провожает куклу). Ребята, а вам понравилось играть в «школу»? Подводится итог занятия. Используемая литература: В.В. Гербова «Развитие речи, подготовительная группа»; Н.С. Варенцова «Обучение грамоте»
|