Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте) |
Обучение грамоте | |||
Автор: Торопова Юлия Николаевна | |||
21.02.2020 15:51 | |||
Рабочая тетрадь по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Торопова Ю.Н. Для заботливых родителей и любознательных малышей 5-6 лет Введение Данное пособие предназначено для детей старшей группы в период подготовки к обучению грамоте. Последовательность ознакомления с одним звуком, слиянием, словом и предложением составлены с учетом возрастных особенностей детей. Материал поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, освоить основные лексико-грамматические категории русского языка. Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления. Условные обозначения Любое слово состоит из трех частей (не путать со слогами!):
2 — середина слова 3 — конец слова (последний звук) 1 — начало слова (первый звук) 1. 2,3 Согласные звуки произносятся кратко, без добавления гласного звука: [м], а не [мэ], [с], а не [сэ]. Предлагая ребенку определить место звука [о] в словах, выбирайте те слова, в которых звук [о] находится под ударением, поскольку в безударной позиции звук изменяется: слово "ОБЛАКА" мы произносим как [АБЛАКА], слово "КОРОВА" звучит как [КАРОВА], а слово "ОКНО” — [АКНО]. Существуют йотированные гласные, состоящие из двух звуков: мягкого согласного [й] и гласных звуков. Это [йа], [йэ], [йо], [йу]. На письме они передаются буквами Я (яма), Е (ель), Ё (ёж), Ю (юла). Схемы слов, в составе которых йотированные согласные встречаются в следующих позициях: начало слова, после гласного звука, после разделительного мягкого знака, предлагаются детям только для рассмотрения и ознакомления. Гласные звуки в схемах обозначаются красным цветом -| Твердые согласные звуки — синим цветом — ■ Мягкие согласные звуки — зеленым цветом ■ Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Однако, некоторые согласные являются только твердыми: [Ш]. [Ж], [Ц], а другие — только мягкими |[Й], [Ч], [Щ] Слог — это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных с | гласным. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Открытые слоги оканчиваются | на гласный звук, закрытые — на согласный. Закрытый слог: МА- ПИ- КРЕ- АК- ГОР- ЛИС- Открытый слог: ИВА ЛИСА ЛЕЙКА МАШИНА Схемы слов: - Здравствуйте! Я — карандаш, меня зовут Зеленый, я буду Вам помощником на протяжении всего обучения. - Прислушайся, сколько разнообразных звуков тебя окружает... Слышишь, как машина проезжает за окном? А как вода шумит по трубам? Если стукнуть по столу рукой, тоже получится звук. А вот для того, чтобы назвать какой-либо предмет, необходимо назвать СЛОВО. "Слово" Солнце - "Запиши" предметы (одна линия — 4 клетки): - Здесь "записано"одно слово. - Все предметы можно назвать (дать им имя). Один предмет — одно слово Обозначать один предмет мы будет одной чертой (линией): - Посмотри вокруг. Назови предметы, которые ты видишь. "Слово" - Мы с тобой уже определили, что любому предмету можно дать название (имя). Вспомни, как мы "записываем"предметы? - Сколько предметов "записано"ниже? - Все предметы можно разделить на живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные). - Обведи живые (одушевленные) предметы красным карандашом, а неживые (неодушевленные) — синим. -Люди общаются при помощи речи говорят, читают или пишут. Закройте глаза и послушайте: -Снеговик лепить мальчик. - Что вы себе представили? Ничего? А теперь: - Мальчик лепит снеговика. - Сразу можно представить ситуацию: на улице зима, теплый день (снег липкий), мальчик одет по-зимнему, у него хорошее настроение и т д I ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ЭТО НЕСКОЛЬКО СЛОВ. КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ I МЕЖДУ СОБОЙ СМЫСЛОМ. - Сосчитай, сколько слов в предложении "Мальчик лепит снеговика"? Назови первое слово? Второе? Третье? - Придумай предложения по картинкам: - Сегодня мы будем "записывать" не только отдельные слова, но и целые предложения. - Вспомни, как мы обозначаем предметы? (Одна линия). Но слова, которыми мы пользуемся, это не только предметы. Каждый предмет может совершать какое-либо действие. Например, что может делать собака? (Лаять, лежать, бежать, смотреть, слушать и т.д.). А что делает машина? (Едет, стоит, буксует, заправляется, сигналит и т.д.). - Обозначать действия предметов мы будем двумя линиями (чертами): - Здесь "записано" слово, которое обозначает действие какого-либо предмета. Вспомни, что такое предложение? Придумай предложение со словом "конфеты". Посмотри, как я "запишу" схему предложения "МАМА КУПИЛА КОНФЕТЫ": - Сколько слов в этом предложении? Назови первое? Второе? Третье? - Мы будем отмечать начало предложения и конец. Как отмечено начало предложения? А конец? Мальчик играть машинка Мама купить яблока. Девочка ходить гулять. Папа копать земля. Рыбка плавать аквариум. Диван кот лежать. Полить лейка цветы. Ярко светить солнце. - Поиграем? Игра "Сломанное предложение". Исправь ошибки, скажи правильно: - "Запиши" схемы предложений. Предметы "запиши" одной линией, а действие — двумя. Не забудь обозначить начало и конец предложений. - Рассмотри картинки. "Запиши" схемы предложений Обозначь начало и конец предложений. -Для связи слов в предложении мы используем "маленькие" слова — предлоги. Например, предлог "У": Кирилл барабанит. — У Кирилла барабан. Лена играет медвежонком. — У Лены медвежонок. Сережа ест арбуз. — У Сережи арбуз. - Это схема предлога "У" (или "ОКОЛО"). Прочитать её можно так: "КРУГ У (ОКОЛО) квадрата". - В схемах предлоги мы будем обозначать треугольником: - Схема предложения "У Лены медвежонок" будет выглядеть так: - Рассмотри картинку Назови профессии Составь предложения с предлогом "У" Запиши схемы этих предложений. - Продолжи ряд - Вспомни, какой предлог ("маленькое" слово) здесь "записан"? ■ это предлог "У" (ОКОЛО) Круг У (ОКОЛО) квадрата.
■ круг ПОД квадратом. - Сегодня мы познакомимся еще с двумя "маленькими" словами (предлогами), которые помогут нам связывать слова в предложении. - Рассмотри картинки. Составь предложения с предлогами "Словесный состав предложений Обобщение" - "Прочти" предложения по схемам. Подставь действия предметов по смыслу. - Допиши: "Слоговой состав слова" - А ты знаешь, что слова можно делить на части? В словах может быть одна часть или несколько. Эти части мы будем называть СЛОГОМ. СЛОГ — это звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. - Чтобы разделить слово на слоги, необходимо подбородок положить на стол, затем произнести слово. Сколько раз голова откинется назад, столько слогов в слове. - Сколько в слове слогов, на столько частей будем делить слова. Например, в слове СОК — один слог. CTA-KAH ■ 2 слога. КА-РАН-ДАШ — 3 слога. - Независимо от того, сколько слогов в слове, у каждого слова есть начало, середина и конец. Научиться делить слова на части нам поможет гусеница Люся. Деление слов на части — слоги - Назови предмет: - Положи подбородок на стол и назови этот предмет ещё раз. Сколько частей у тебя получилось? Гусеница Люся покажет тебе, как разделить слово: - Теперь ты можешь видеть, что у слов есть начало, середина и конец. - Раздели слова на части: ■ Вспомни, что такое предложение? Из чего оно состоит? (Из слов). А слова? (Из слогов). ■ В русском языке есть гласные и согласные звуки. Из них мы складываем слоги, из слогов получаем слова, а из слов ■ предложения. - Эти ребята произносят звуки. Ты можешь угадать, какие это звуки? - Как ты догадался? (По губам). Звуки, которые мы сожем пропеть, называются гласными. - Когда мы произносим гласные звуки, поток воздуха на своём пути не встречает преград (ему не мешают губы или зубы). Все остальные звуки — согласные. Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.
[3] [Б] [Т] [КЬ] [М] [П] [ГЬ] [ТЬ]
- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом | твердые согласные — синим мягкие согласные ■ зеленым — Так мы сможем "раскрашивать"слова.
ДОМ - Сколько звуков в этом слове? (Три) Значит, "квартира" будет из трех клеток ("комнат"). - Произнеси первый звук. С кем он дружит: с Молоточком или Мышкой? (С Молоточком, значит от твердый). - Произнеси второй звук. (Его можно пропеть, значит, от гласный). - Назови последний звук. С кем он дружит? (С Молоточком, это твердый звук). Теперь закрасим "окошки" в "комнатах" звуков. (Это можно делать сразу); - Назови первый звук в словах. Определи, какой это звук: гласный, твердый или мягкий согласный? Закрась клетку нужным цветом: - Определи, сколько звуков в словах. Построй для слов "квартиры" с таким количеством "комнат", сколько в них звуков. Раскрась "окошки" нужным цветом. - Вспомни, накис предлоги (маленькие слова) мы уже выучили? Назови их. Я хочу тебя познакомить еще с двумя предлогими — НАД и В: Ударный слог
Для того, чтобы выделить ударный слог в слове, его нужно "позвать" Алгоритм: 1. Называю слово. 2. Делю слово на слоги. 3. Зову слово, определяю, какой слог произношу дольше и громче. 4. Ставлю ударение. МАЛИНА у — В слове МАЛИНА — 3 слога, дольше и громче произносится слог -ЛИ-, I значит этот слог будет ударным. - Позови слова, поставь ударение: - Прочти поедложение. Составь схему. - Определи ударный слог. Поставь ударение. Ударение - Назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Обведи для каждого слова столько клеток, сколько в нем звуков. Закрась "окошки" нужным цветом: - Гпасные звуки образуют слоги. Сочетание согласного и гласного звуков называют СЛИЯНИЕМ и в "квартире” слова они живут по-соседству. В схеме слияния мы будем обозначать так: - это СЛИЯНИЕ. Под клетками слияния будем обозначать дугой, а отдельный звук — точкой. - Посмотри, как выглядит схема слова ДОМИК: Алгоритм: 1. В слове ДОМИК 5 звуков, строю "квартиру" из пяти комнат. 2. Делю слово на слоги: ДО-МИК. 3. "Расселяю” звуки в "комнаты": слияние ДО, слияние МИ и отдельно звук К. 4. Первое слияние ДО-: [Д]-твердый согласный, [0]-гласный. Закрашиваю ”окошки”. 5. Второе слияние -МИ-: (Мь) -мягкий согласный. [И}-гласный. Закрашиваю ”окошки”. 6. Последний звук (К]-твердый согласный. Закрашиваю "окошко”. 7. Слияния обозначаю дугами, отдельный звук — точкой. - "Прочти" слова по схемах. Закрась "окошки" в схемах слов. О-РЕ-ХИ ПЕ-ТУХ КУ-БИ-КИ "Звуковой анализ слов" - 8 прошлый раз мы с тобой строили "квартиры" для слов и закрашивали “окошки", в которых “живут" звуки. Какие звуки мы обозначали красным цветом? (Гласные). А синим и зеленым? ] (Согласные). Почему согласные звуки могут быть двух цветов? (Твердые i мягкие). - Назови предметы. Составь для них схемы и закрась "окошки" нужным цветом. Обозначь слияния дугами, а отдельные звуки точками.
|