Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Махмедова Светлана Владимировна Замотина Зинаида Григорьевна | |||
09.02.2020 16:35 | |||
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы» Цели педагогической деятельности: Познакомить детей с праздником «Международный день родного языка», со значением языка в жизни людей. Прививать любовь и интерес к родному языку. Планируемые целевые ориентиры образования: Дети овладевают начальными культурными и социальными знаниями, проявляют любознательность и интерес к родному языку и культуре речи, в частности к обучению грамоте; владеют разными формами игр. Дети веселы, подвижны, эмоциональны. Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Виды детской деятельности: познавательно — речевая, коммуникативная, игровая, двигательная. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: Разучивание стихов, пословиц, поговорок. Ознакомление с понятием «устаревшие слова», беседы о быте и традициях русского народа в разные времена. Чтение былин, сказок, стихотворений. Просмотр слайдов с изображением предметов русского быта, старины. Слушание русских народных песен и песен о России. Разучивание танцев, песен. Просмотр мультфильма «Приключение домовѐнка». Реализация «Программы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» в течение года. Оборудование: печка, костюмы Кузи и Бабы – Яги, сундучок с призами; аудиозаписи для оформления выхода Бабы Яги, путешествия, звуки болота; аудиозапись песни «Игра» на стихи Р.Рождественского, муз. В.Шаинского, аудиозапись (минус) песни «Куклы учат буквы» на стихи М. Ивенсен, Музыка Т. Попатенко, шапочки для инсценировки песни (утѐнок, козлѐнок, телѐнок), куклы и книги-азбуки; стилизованное болото, «кочки», мягкие игрушки — лягушки; ткань для «пропасти» и доски с картинками для мостика; буквы для слова «АЗБУКА», избушка Бабы Яги, «гуси-лебеди», предметные картинки, ключи со звуковыми схемами, «замок»; «Ярмарка» — оформленный стилизованный уголок, где расположены самовар, электрочайник, свиток, компьютер, коромысло с ведрами, водопроводный кран или предметные картинки с данными изображениями. Ход НОД: I. Организационный момент: дети входят в зал, выстраиваются полукругом. Читают стихи о языке. 1 ребѐнок: Язык наш прекрасный — богатый и звучный. То мощный и страстный, то нежно певучий. 2 ребѐнок: В нѐм есть и усмешка, и меткость, и ласка. Написаны им и рассказы, и сказки - 3 ребѐнок: Страницы волшебных, волнующих книг! Люби и храни наш великий язык! 4 ребѐнок: Как же прекрасен родной мой язык, Волшебный, певучий, играющий. Словно прозрачный хрустальный родник Сердце и душу ласкающий. 5 ребѐнок: В нѐм каждое слово – бесценный алмаз. В нѐм каждая песня – красавица. Порою — прекрасный, суровый подчас, Отечество наше им славится. Педагог: — Сегодня мы отмечаем праздник «Международный день родного языка». Его отмечают все страны мира, потому что в жизни каждого человека родной язык – это тот, на котором человек произнес свои первые слова: мама, папа, дом. Язык – это хранитель истории нашей страны, наша память и наше настоящее и будущее. Родной язык дорог каждому человеку, поэтому его надо любить и беречь. II. Основная часть. 1. Раздаѐтся храп. Педагог: — Ребята, что это? Вы слышите? Кто это храпит во время праздника? Выходит Кузя из-за печки, потягиваясь (ребѐнок). Кузя: — Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки! Я веселый Домовой. Охраняю здесь покой. Подружитесь-ка со мной, Ну а звать меня – Кузьмой. Педагог: — Здравствуй, Кузя! Мы рады тебя видеть, но, видишь ли, у нас сейчас праздник, а ты здесь спишь. Кузя: — Ребята, а какой у вас праздник? Дети: — Праздник Родного языка. Кузя: — Так это мой любимый праздник! Потому что я очень люблю разговаривать на родном языке, слушать и рассказывать сказки! А ещё я учусь сам читать! Ребята, а вы любите сказки? А кто вам их рассказывает. А хотите научиться читать сказки? (Ответы детей). А у меня есть волшебный сундучок, в нѐм живут мои сказки и все буквы. Ищет сундучок. Кузя: Караул! Сундук украли! Что же делать? Какой я домовой без сказок? Как же я теперь читать научусь? Убытки, убытки — то какие. Караул, что же делать? Раздаётся музыка. Входит Баба Яга с сундучком. Баба Яга: — Яхонтовый мой, Кузенька! Пойдём ко мне жить, я тебе сундучок – то и верну! Кузя: — Не хочу я к тебе идти, я хочу ребятам свои сказки рассказать и буквы показать. Верни сундучок! Баба Яга: — Ах, ты так! Сказок захотели? Никаких вам сказок. Обойдетесь. Ха – ха – ха! Педагог: — Что же нам делать? Так и праздника не получиться! Ребята, надо Кузю выручать, у Бабы Яги сундучок забрать. (Обращается к Бабе Яге) Бабушка! Нехорошо маленьких обижать, верни сундучок Кузе! Ребята, давайте все вместе скажем волшебное слово: пожалуйста! Баба Яга: — Тоже мне, волшебство! Вот я колдунья – так колдунья, заколдую ваш сундучок с буквами да сказками. Попробуйте – отыщите его! (колдует) А если хотите получить свой сундук со сказками, то вы должны колдовство моё победить. Кузя: — Что же делать, ребята? Педагог: — Поможем Кузе сундучок вернуть? Дети: — Да! Педагог: — Ну, что же, ребята, пора нам в путь собираться за сундучком, становитесь за Кузей и пойдем. Идут змейкой за Кузей под музыку. 1. Кузя: — Смотрите, ребята! Вот болото на пути, боязно туда идти! Эх! Авось не пропаду, может, букву там найду! Баба Яга: — Ну, уж нет! Эй, лягушечки, мои подружечки! Запутайте Кузю рифмами мудреными, обманными! Мимо улья проходил косолапый… (крокодил или медведь). Знает девочка любая, что морковка … (голубая или оранжевая). Белым снегом всѐ одето, значит, наступает … (лето или зима). Помидор большой и спелый, посмотри, какой он … (белый или красный). Ночью каждое оконце слабо освещает … (солнце или луна). Под деревом четыре льва. Один ушѐл, осталось … (два или три). Дети называют верные рифмы, за каждый правильные ответ появляется «кочка» по которым дети с Кузей переходят болото. В конце находят букву. 2. Баба Яга: — Ну что же, не получилось рифмами вас запутать. Понимаете вы родной язык не хуже меня. Раз вы такие находчивые, может, и станцевать сумеете? Дети: — Конечно! Исполняют танец под песню «Игра». В конце танца появляется буква. 3. Кузя: — Посмотрите, что это? Может быть, ярмарка? Педагог: — Посмотрим, что здесь продают. О чѐм можно сказать? - Блестящий, медный, пузатый. Дети: — Самовар. Педагог: — Электрический, пластмассовый, современный. Дети: — Чайник. Педагог: — Берестяной, старинный, княжеский. Дети: — Свиток. Педагог: — Электронный, информационный, новый. Дети: — Компьютер. Педагог: — Выгнутое, деревянное, крепкое. Дети: — Коромысло. Педагог: — Металлический, водопроводный, брызгающийся. Дети: — Кран. Кузя: — Ой, вижу, вижу, моѐ это – (коромысло, самовар, свиток). А это не узнаю совсем! Что это? Дети объясняют, что это современные вещи. Они заменили устаревшие предметы. Педагог: — Ребята, подскажите, какой звук повторяется в словах ЧАЙНИК, КРАН, КОМПЬЮТЕР. Дети: — Звук К. (Находим букву К). Дети снова идут змейкой по залу под музыку. Подходят к стилизованной пропасти. 4. Кузя: — Снова пропасть на пути, как еѐ нам перейти? Баба Яга: — Быстро мостик наведи, эту пропасть перейди. Педагог: — Ребята, Кузя, посмотрите, вот доски, из которых можно мостик сделать. Только нам самые крепкие выбрать надо. Посмотрите на картинки, найдите самые длинные слова. Дети выбирают доски, на которых картинки из 3-х, 4-х слогов. Затем дети строят мостик и переходят через пропасть. Там находят следующую букву. Баба Яга: — Ну и Кузя, ты и смел! Букву отыскать сумел! 5. Педагог: — Ребята, давайте повеселим Кузю, споѐм ему песенку о том, как куклы учат буквы. Дети исполняют инсценировку «Куклы учат буквы», в конце песни появляется следующая буква. 6. Кузя: — Смотрите, вот и избушка Бабы Яги. А вход в неѐ стражи охраняют – Гуси-лебеди. Педагог: — Они не просто гуси – это стражи бабуси. У них такая роль: — А ну, скажи пароль! На каждом гусе приклеена предметная картинка. По первому звуку дети должны составить слово «ЗАМОК». Появляется замок и несколько ключей со звуковыми схемами на них. Дети подбирают нужный ключ по звуковой схеме к слову «замок». Открывают им замок, находят последнюю букву. Из всех найденных букв составляют слово АЗБУКА. III. Заключительная часть. Баба Яга: — Ну и ну! Все преграды на пути вы сумели обойти. Одолели колдовство! Что ж, придѐтся мне сундучок вам вернуть. Только помните: чтоб родной язык познать, очень много надо знать. Учите буквы и читайте сказки! Педагог: — Ребята, оказывается, знания наши помогли нам Кузю выручить и Бабу Ягу проучить. Оставайтесь всегда такими же любознательными и любите наш родной русский язык! День родного языка отмечает вся земля. В этот день календаря мы желаем вам друзья: Удачи да везенья, успехов да веселья! Раздача подарков из сундучка. Прощание. Используемые источники: 1. Образовательная компьютерная игра «Баба — Яга учится читать», - творческая студия СОМ*МЕДИА, МедиаХауз, 2003 г. 2. Сайт «1 сентября. Фестиваль «Открытый урок» 3. Сайт «nsportal. ru» и др. 4. Мультфильм «Приключения домовѐнка», Творческое объединение «Экран», 1984 г.
|