Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития |
Обучение грамоте | |||
Автор: Шевченко Оксана Анатольевна | |||
10.11.2019 10:24 | |||
Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития Слайд №1 Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию методики обучения чтению А. Н. Зайцева в работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Те, кто работает такими детьми знают, что к задержке психического развития приводят много причин и проявляется она у каждого ребёнка по разному, но есть и схожие черты- практически все дети испытывают значительные трудности в учебе из – за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.
Используя фонемный метод обучения, который предусмотрен программой «Подготовки к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией Шевченко, я обратила внимание на стойкие неуспехи некоторых детей. Они с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них оказались просто недоступными такие понятия как «гласный звук», «твердый — мягкий звук», слово, предложение и т.д. которые относятся к абстрактно-символическим понятиям. Слайд №2 Это подтолкнуло меня к поиску альтернативных путей решения возникших трудностей. Про методику Зайцева (более известную как «кубики Зайцева») мне было известно давно. Первая версия кубиков Зайцева была выпущена еще в 1988 году. Отличительная особенностью методики Зайцева заключается в том, что она не предполагает обучения в традиционном понимании. Дети свободно передвигаются, поют и играют, требования к звукослоговому анализу минимальны и основная опора делается на анализаторы. При обучении задействуются сразу несколько чувств: слух, зрение и осязание. Дети не учат буквы – поют склады. Не производят звукобуквенный анализ – строят башни и поезда. Не выписывают палочки и крючочки – а «пишут» целые слова, пусть и не на бумаге. Обучение происходит как бы, между прочим. Слайд №3 Основная стратегия обучения чтению по методике Зайцева — ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. А письмо — это превращение звуков в знаки. Главный принцип обучения чтению по этой методике – складовый. Складовый принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:
Слайд №4 Кубики Зайцева в количестве 54 штук сделаны, как и таблицы по складовому принципу, различаются по: наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету. Слайд №5 Вместе с кубиками в комплект входят таблицы с изображением кубиков в определенном порядке. Чтение (пение) может происходить в вертикальной и в горизонтальной плоскости, на мотивы разных детских мелодий. Слайд №6 Таблицы и кубики Зайцева располагаются в кабинете или группе, причем все кубики выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене, примерно, на уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки детей. Слайд №7 Помимо таблиц и кубиков Зайцева в комплект входят складовые картинки. Которые представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным печатными буквами его названием. Слайд №8 С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. В настоящее время выпущено несколько тематических серий. Слайд №9 При помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком начертания печатных букв. Пособие состоит из карт, где каждая буква разложена на элементы, а стрелки указывают направление исполнения элементов. Работать по методике Зайцева с детьми я начала в прошлом году. Слайд №10-13 На первоначальном этапе я знакомила детей с кубиками, привлекала их внимание к таблицам, развивала умения манипулировать кубиками, следить за моими действиями и выполнять инструкции. С первых же минут работы у детей проснулся интерес к обучению. В этот момент начинается координированная работа системы анализаторов, что позволяет развивать ощущение звуковой стороны речи. Слайд №14-16 Следующий этап обучения стал основным, мы учились самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, знакомились с понятиями “ударение” и “заглавная буква”. Слайд №17-18- По складовым картинкам дети работали как под руководством педагога так и самостоятельно. Благодаря тому, что у кубиков Зайцева множество признаков, а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, познавательная активность детей оставалась высокой. На завершающем этапе мы, выкладываем из кубиков короткие беспредложные фразы, читаем их, активно пользуемся заглавной буквой, продолжаем контролировать расстояние между словами, ставим точки в конце предложения. На этом же этапе дети начали обучаться начертанию букв по пособию Зайцева «Пишу красиво». Я использую его в большей мере при индивидуальной работе с детьми, чьи графомоторные навыки недостаточно сформированы. Этот этап работы может длиться до тех пор, пока дети овладеют навыком свободного чтения незнакомых слов. Я не стремлюсь научить читать всех детей, методика Зайцева — это своего рода этап коррекционной работы, который, отличается от традиционной подхода. В дальнейшем уделяется больше внимания ориентированию на листе бумаги в клетку; письму печатными буквами в тетради в клетку; закреплению знаний о некоторых знаках препинания и составлению схем слов и предложений. То есть с детьми мы сначала нарабатываем практические навыки, под которые в последствии подводятся абстрактные понятия (слог, слово, звук, предложение). Работая по методике Зайцева, я решаю те же коррекционно – развивающие задачи, что и при традиционном обучении:
Я считаю, что мои старания не пропадут даром, опыт работы с буквами и звуками пригодиться моим детям и в школе, облегчат их путь к дальнейшему обучению. Ведь это и есть моя основная задача. При работе с материалом Зайцева активизируется максимальное количество мозговых центров.. Происходит формирование как раз тех связей, которые необходимы для чтения и письма.
|