Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
Обучение грамоте
Автор: Шевченко Оксана Анатольевна   
10.11.2019 10:24

Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развитияИспользование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Слайд №1

Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию методики обучения чтению А. Н. Зайцева в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Те, кто работает такими детьми знают, что к задержке психического развития приводят много причин и проявляется она у каждого ребёнка по разному, но есть и схожие черты- практически все дети испытывают значительные трудности в учебе из – за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.

 

Скачать презентацию

Используя фонемный метод обучения, который предусмотрен программой «Подготовки к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией Шевченко, я обратила внимание на стойкие неуспехи некоторых детей. Они с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них оказались просто недоступными такие понятия как «гласный звук», «твердый — мягкий звук», слово, предложение и т.д. которые относятся к абстрактно-символическим понятиям.

Слайд №2

Это подтолкнуло меня к поиску альтернативных путей решения возникших трудностей. Про методику Зайцева (более известную как «кубики Зайцева») мне было известно давно. Первая версия кубиков Зайцева была выпущена еще в 1988 году. Отличительная особенностью методики Зайцева заключается в том, что она не предполагает обучения в традиционном понимании. Дети свободно передвигаются, поют и играют, требования к звукослоговому анализу минимальны и основная опора делается на анализаторы. При обучении задействуются сразу несколько чувств: слух, зрение и осязание. Дети не учат буквы – поют склады. Не производят звукобуквенный анализ – строят башни и поезда. Не выписывают палочки и крючочки – а «пишут» целые слова, пусть и не на бумаге. Обучение происходит как бы, между прочим.

Слайд №3

Основная стратегия обучения чтению по методике Зайцева — ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. А письмо — это превращение звуков в знаки.

Главный принцип обучения чтению по этой методике – складовый. Складовый принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой.

Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:

  • кубики
  • таблицы
  • складовые картинки
  • пособие "Пишу красиво"

Слайд №4

Кубики Зайцева в количестве 54 штук сделаны, как и таблицы по складовому принципу, различаются по: наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету.

Слайд №5

Вместе с кубиками в комплект входят таблицы с изображением кубиков в определенном порядке. Чтение (пение) может происходить в вертикальной и в горизонтальной плоскости, на мотивы разных детских мелодий.

Слайд №6

Таблицы и кубики Зайцева располагаются в кабинете или группе, причем все кубики выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене, примерно, на уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки детей.

Слайд №7

Помимо таблиц и кубиков Зайцева в комплект входят складовые картинки. Которые представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным печатными буквами его названием.

Слайд №8

С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. В настоящее время выпущено несколько тематических серий.

Слайд №9

При помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком начертания печатных букв. Пособие состоит из карт, где каждая буква разложена на элементы, а стрелки указывают направление исполнения элементов.

Работать по методике Зайцева с детьми я начала в прошлом году.

Слайд №10-13

На первоначальном этапе я знакомила детей с кубиками, привлекала их внимание к таблицам, развивала умения манипулировать кубиками, следить за моими действиями и выполнять инструкции. С первых же минут работы у детей проснулся интерес к обучению. В этот момент начинается координированная работа системы анализаторов, что позволяет развивать ощущение звуковой стороны речи.

Слайд №14-16

Следующий этап обучения стал основным, мы учились самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, знакомились с понятиями “ударение” и “заглавная буква”.

Слайд №17-18-

По складовым картинкам дети работали как под руководством педагога так и самостоятельно.

Благодаря тому, что у кубиков Зайцева множество признаков, а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, познавательная активность детей оставалась высокой.

На завершающем этапе мы, выкладываем из кубиков короткие беспредложные фразы, читаем их, активно пользуемся заглавной буквой, продолжаем контролировать расстояние между словами, ставим точки в конце предложения. На этом же этапе дети начали обучаться начертанию букв по пособию Зайцева «Пишу красиво». Я использую его в большей мере при индивидуальной работе с детьми, чьи графомоторные навыки недостаточно сформированы. Этот этап работы может длиться до тех пор, пока дети овладеют навыком свободного чтения незнакомых слов.

Я не стремлюсь научить читать всех детей, методика Зайцева — это своего рода этап коррекционной работы, который, отличается от традиционной подхода.

В дальнейшем уделяется больше внимания ориентированию на листе бумаги в клетку; письму печатными буквами в тетради в клетку; закреплению знаний о некоторых знаках препинания и составлению схем слов и предложений. То есть с детьми мы сначала нарабатываем практические навыки, под которые в последствии подводятся абстрактные понятия (слог, слово, звук, предложение).

Работая по методике Зайцева, я решаю те же коррекционно – развивающие задачи, что и при традиционном обучении:

  • Развитие речевого дыхания и органов артикуляции- при пропевании и проговаривании складов.
  • Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный + гласный) при манипуляции с кубиками.
  • Автоматизация и дифференциация звуков.
  • Развитие зрительно-моторной координации – при «написании» слов по картинке.
  • Развитие словаря.
  • Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
  • Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.

Я считаю, что мои старания не пропадут даром, опыт работы с буквами и звуками пригодиться моим детям и в школе, облегчат их путь к дальнейшему обучению. Ведь это и есть моя основная задача. При работе с материалом Зайцева активизируется максимальное количество мозговых центров.. Происходит формирование как раз тех связей, которые необходимы для чтения и письма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год