Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)
Обучение грамоте
Автор: Доржиева Анжелика Александровна   
26.01.2016 19:32

Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)

(образовательная область: речевое развитие)

Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6 Доржиева А.А. пос. Горный 2012 г.

Ι. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

 

Скачать программу

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-

это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

  • принципу продвижения от простого к сложному;
  • принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
  • принципу психологической комфортности;
  • принципу развития творческой личности.

Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.

Задачи программы.

Образовательные:

  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Познакомить детей со слоговой структурой слова;
  • Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарного запаса детей.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения работать в паре;
  • Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
  • Приобщать детей к художественной литературе.

Предполагаемые результаты:

  • Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Определять место звука в слове;
  • Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.

Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М.С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.

Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.

ΙΙ. Содержание программы

Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.

Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.

Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

ΙV. Механизм определения результативности программы

  1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
  2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
  3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
  4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

Уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год