Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической |
Обучение грамоте | |||
Автор: Песоцкая Наталья Юрьевна | |||
06.11.2015 17:00 | |||
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической группе Подготовила и провела: учитель – логопед высшей категории МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» Песоцкая Н.Ю. Брянск 2015г. Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения; Коррекционно-образовательная: Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства). Упражнять в дифференциации звуков [р – рь]. Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов. Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ. Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями. Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования; Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов. Формирование навыка чтения; Коррекционно-развивающая: Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память. Развивать интонационную выразительность речи. Развитие эмоциональной сферы. Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики. Коррекционно-воспитательная: Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия. Оборудование: игрушка Барбос, синие и зелёные светофорчики, предметные картинки, сюжетные картинки (Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иван – Царевич.) демонстрационная касса букв, мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки. Ход занятия. 1. Оргмомент. А). Фонетико-ритмическая имнастика Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р). - Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись! Б). Игра «Один – много». Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов. Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог. 2. Сообщение темы занятия. Логопед: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься. Барбос. На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр! Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр! Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр! Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь! - Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]). - Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р. 3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам. - Разбор артикуляции по плану. Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает. - Характеристика звука «Р». Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий. - Связь звука и буквы. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. 4. Игра «Твёрдый – мягкий». Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». (Синие и зелёные светофорчики). Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь. 5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками. Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос? Барбос.: Я слышу рыдания! Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.) Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице. Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это? Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон. - Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]). Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!) Тогда вам придётся выполнить много заданий. 6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами. Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Выложите этот слог в кассе. Придумайте своё слово с этим слогом. роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…) рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…) стережёт (репка, ремень…) Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч? Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух. Логопед.: Тогда вперёд! 7. Физминутка. По дороге мы идём. Путь далёк, далёк наш дом. Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим, Вправо, влево поглядим. По дороге побежим. По реке мы поплывём. Потом дальше мы пойдём. 8. Проговаривание чистоговорки. Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его. 9. Составление слова из разбросанных слогов. Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус. - Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота» 10. Подбор слов – предметов к словам признакам. Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы. Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки, лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж, мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф. 11. Физминутка – психогимнастика «Слова бывают разные…» Логопед: Вы очень здорово подбирали слова. Давайте теперь расскажем и покажем какие бывают слова. Слова бывают разные: Короткие и длинные, Весёлые, лучистые И очень, очень разные. Солнце – слово лучистое. Кошка – слово пушистое. Кирпич – слово тяжёлое. Мяч – слово весёлое. Крокодил – слово зубастое. Заяц – слово ушастое. Корова – слово рогатое. Арбуз – полосатое. Флаг – слово красное. Друг – слово прекрасное! 12. Составление предложений с заданными словосочетаниями. Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу) Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со словосочетанием.
13. Подбор слов – антонимов. Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова. Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие, грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость, грубость — … вежливость, неряшливость —... аккуратность. - Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р. Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…) 14. Нахождение и чтение слов в цепочке. Логопед: Повёл Змей Горыныч Ивана Царевича в своё подземелье, где цепями была прикована Василиса Прекрасная. А цепи – то оказались волшебными. Чтобы их разбить, надо найти и прочитать слова, спрятанные в этой цепи. Каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего. а б р ы б б д р у у а о р з р р у а а г н 15. Объяснение значения слова «дружить». Подбор родственных слов к слову «дружба». Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Только благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке нам удалось победить Змея Горыныча. - Расскажите ему, что значит «дружить». (Вместе играть, помогать друг другу, всем делиться с другом... и т.п.) - Да, дружба – прекрасное слово. - Подберите слова – родственники к слову «дружба». (Друг, подруга, дружить, дружный, дружелюбный, друзья). 16. Заучивание пословицы. Логопед: Барбос предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». 17. Итог. Дети поют песню. (Песенка «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского, слова М. Танича.)
|