Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической
Обучение грамоте
Автор: Песоцкая Наталья Юрьевна   
06.11.2015 17:00

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедическойКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической

группе

Подготовила и провела: учитель – логопед высшей категории МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» Песоцкая Н.Ю. Брянск 2015г.

Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения;

Коррекционно-образовательная:

Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

 

Скачать конспект

Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).

Упражнять в дифференциации звуков [р – рь].

Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов.

Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ.

Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями.

Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования;

Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов.

Формирование навыка чтения;

Коррекционно-развивающая:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики.

Коррекционно-воспитательная:

Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.

Оборудование:

игрушка Барбос, синие и зелёные светофорчики, предметные картинки, сюжетные картинки (Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иван – Царевич.) демонстрационная касса букв, мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

А). Фонетико-ритмическая имнастика

Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р).

- Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись!

Б). Игра «Один – много».

Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов.

Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Барбос.

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

- Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]).

- Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р.

3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам.

- Разбор артикуляции по плану.

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

- Характеристика звука «Р».

Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий.

- Связь звука и буквы.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

4. Игра «Твёрдый – мягкий».

Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». (Синие и зелёные светофорчики).

Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь.

5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками.

Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос?

Барбос.: Я слышу рыдания!

Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.)

Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице.

Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?

Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.

- Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]).

Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!)

Тогда вам придётся выполнить много заданий.

6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами.

Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Выложите этот слог в кассе. Придумайте своё слово с этим слогом.

роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…)

рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…)

стережёт (репка, ремень…)

Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч?

Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух.

Логопед.: Тогда вперёд!

7. Физминутка.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Вправо, влево поглядим.

По дороге побежим.

По реке мы поплывём.

Потом дальше мы пойдём.

8. Проговаривание чистоговорки.

Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его.

9. Составление слова из разбросанных слогов.

Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус.

- Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота»

10. Подбор слов – предметов к словам признакам.

Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы.

Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки,

лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж,

мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф.

11. Физминутка – психогимнастика «Слова бывают разные…»

Логопед: Вы очень здорово подбирали слова. Давайте теперь расскажем и покажем какие бывают слова.

Слова бывают разные:

Короткие и длинные,

Весёлые, лучистые

И очень, очень разные.

Солнце – слово лучистое.

Кошка – слово пушистое.

Кирпич – слово тяжёлое.

Мяч – слово весёлое.

Крокодил – слово зубастое.

Заяц – слово ушастое.

Корова – слово рогатое.

Арбуз – полосатое.

Флаг – слово красное.

Друг – слово прекрасное!

12. Составление предложений с заданными словосочетаниями.

Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу)

Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со

словосочетанием.

  • мягкое уютное кресло
  • шустрый быстрокрылый стриж
  • пятнистый длинношеий жираф
  • вязаные тёплые варежки
  • деревянная расписная матрёшка
  • лесная сладкая черника

13. Подбор слов – антонимов.

Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,

грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,

грубость — … вежливость, неряшливость —... аккуратность.

- Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р.

Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…)

14. Нахождение и чтение слов в цепочке.

Логопед: Повёл Змей Горыныч Ивана Царевича в своё подземелье, где цепями была прикована Василиса Прекрасная. А цепи – то оказались волшебными. Чтобы их разбить, надо найти и прочитать слова, спрятанные в этой цепи. Каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего.

а

б р

ы б б д

р у у а о р

з р р у

а а г

н

15. Объяснение значения слова «дружить». Подбор родственных слов к слову «дружба».

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Только благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке нам удалось победить Змея Горыныча.

- Расскажите ему, что значит «дружить».

(Вместе играть, помогать друг другу, всем делиться с другом... и т.п.)

- Да, дружба – прекрасное слово.

- Подберите слова – родственники к слову «дружба».

(Друг, подруга, дружить, дружный, дружелюбный, друзья).

16. Заучивание пословицы.

Логопед: Барбос предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

17. Итог.

Дети поют песню.

(Песенка «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского, слова М. Танича.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год