Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Обучение грамоте
Автор: Оксана Николаевна Бурова   
12.03.2015 12:22

Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Орла

Переход к систематическому обучению детей с 6 лет ставит детский сад и начальную школу в новые, более тесные, чем раньше, отношения взаимозависимости. Теперь это осознают не только в детском саду, где подготовка к школе всегда являлась одной из важнейших задач, но и в школе.

Правильная речь не только один из показателей речевой готовности ребенка в школе, но и залог успешного освоения грамоты. В исследованиях Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением и письмом, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертания букв без особого труда.

Ряд авторов (Р. Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи у детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Данное положение ярко демонстрируется на примере дошкольников с общим недоразвитием речи. Так, для детей данной категории характерно некоторое отставание в формировании различных видов восприятия, недостаточный уровень развития внимания, небольшой объём памяти; наблюдаются трудности в овладении мыслительными операциями, прежде всего, анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием общей моторики имеет место несовершенство мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой и зачастую являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется ряд подходов к решению проблемы формирования предпосылок грамоте старших дошкольников с ОНР (Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко), которые активно принимают в своей практике учителя- логопеды.

В МБДОУ ЦРР – детский сад №24 города Орла в логопедической работе применяется оригинальная технология обучения грамоте дошкольников с ОНР. Данная технология базируется на положительных современных коррекционно- педагогических исследований и направлена на обеспечение качественной подготовки к освоению предпосылок грамоте старшего дошкольного возраста с ОНР.

К основным задачам в работе с дошкольниками относятся:

  • Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка;
  • Обучение звуковому анализу слова (определение порядка следования звуков в слове);
  • Знакомство с основными качественными характеристиками звуков, установление их различной роли.

Инновационным методом разработанной технологии формированием предпосылок грамоте дошкольников с ОНР является отработанное содержание обучения, реализуемое с использованием наглядных моделей.

Важным принципом работы с воспитанниками логопедических групп является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что предполагает установление сотрудничества различных специалистов.

Непосредственному обучению детей грамоте предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. С учетом полученных результатов осуществляется перспективное планирование, отбираются наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками логопедических групп.

Применение выше описанной технологии в рамках коррекционно – педагогического процесса позволяют добиться положительных результатов при формировании предпосылок грамоте детей с ОНР, что, в свою очередь, способствует успешному обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год