Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. Чтобы эти функции реализовались своевременно, необходимы условия. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками. В раннем возрасте речь становится основным средством общения. Ребёнок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребёнка не развивается и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства фольклора.
Цель: способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через произведения русского фольклора. Задачи: 1. Расширять, обогащать и активизировать словарь. 2. Воспитывать звуковую культуру речи. 3. Формировать правильную разговорную речь. 4. Развивать связную речь. Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. В своей работе с детьми использую следующие фольклорные произведения: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. В своей работе я применяю прием использования фольклорных произведений. Так как этот приём позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе– кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Например когда дети укладываются спать. Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. В своей работе с детьми использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами с детьми раннего возраста. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест - накрест; с правой рукой - левое полушарие, а с левой- правое. Позднее наступает черёд прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют животные (кисонька -мурлысонька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и т. д.). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянечки и т. д. При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использовались мной такие потешки как, например: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой (имя ребёнка) . Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? (имя ребёнка) -хороший! (имя ребёнка) пригожий! Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи. Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию: В работе с детьми использую потешки, чтобы заставить детей двигаться: Встань, малыш, ещё разок, Сделай маленький шажок, Топ, топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом, Топ, топ! При подготовке детей ко сну использую потешки: Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят - поспят, всему миру спят – велят. Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает. На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. При укладывании спать использую колыбельные песни: Ай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать. Во время одевания на прогулку: Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдёт, Наденем калошеки; Этот- с правой ножки, Этот- с левой ножки, Вот так хорошо! Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Для запоминания потешек, в своей работе использую подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступногм для детей месте. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. В результате общения с фольклорными произведениями к ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется и развивается речь младших дошкольников. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у малыша удовольствие и радость. Хочется выделить несколько групп детского фольклора, средства которого использую в своей работе для развития речи детей. Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи. Пестушки обычно начинаются с звукоподражания : «Скок-поскок», «Чики – чики - чикалочки», «Тюшки - тютюшки». Необходимо поддерживать в часы бодроствования радостные эмоции у ребёнка, чтобы воспитывать его физически здоровым. Пестушки можно использовать во время пробуждения, массажа. Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей. Я использую потешки в различных видах деятельности при работе с детьми. Например при изучении домашних птиц можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… » При пробуждении детей: «Потягунючки, поростунюшки! Роток – говорунюшки, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки. » Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам: - Весна красна! На чём пришла? - На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку. Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идёт физическое и психическое развитие ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки! В своей работе с детьми использую именно этот приём и получила уже первые результаты работы: обогатился словарь детей, дети правильно употребляют в речи пространственные предлоги,самостоятельно произносят звукоподражание животных. Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!
|