Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства» |
Фольклор | |||
Автор: Маринчева Екатерина Вячеславовна | |||
10.03.2014 15:42 | |||
Использование фольклора в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста Проект по теме «Конь – любимый образ народного искусства» Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! Эй, лошадки, все за мной Поскакали все домой. Гоп-гоп-гоп! Для более старшего возраста (дети 5-6 лет) можно предложить перевертыши (или нелепицы, чепуха, небывальщина). Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. Как петух в печи пироги печет, Конь у крыльца в три копыта бьет… Лошадь ела сало, а мужик – овес, Лошадь села в сани, а мужик повез… Детям этого возраста можно предложить загадки про лошадку, ведь народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка, памяти. Не пахарь, не кузнец Не плотник, а первый На селе работник. Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу Грива вьется на ветру. В этом возрасте можно предложить ребенку несложные скороговорки на те звуки, которые уже сформированы Не гони коня кнутом Гони коня овсом. От топота копыт Пыль по полю летит. Коваль ковал коня, Конь копытом коваля, Коваль кнутом коня. На логопедических занятиях часто используются пальчиковые упражнения, с элементами мелкой моторики. Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей можно легко добиться того или иного звука. Дети могут изображать кистями рук животных, птиц, подражать им. Например логопедическая физ. Минутка «Лошадка» ( с использованием рук, пальцев) Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки Чок-чок-чок, чок-чок-чок Скачет резвый табунок. Знакомство с темой «Домашние животные» (лошадь) удобно проводить с помощью стихотворного материала. Первое содержит описание внешнего вида животного: В этом стойле за оградкой Спит и ест моя лошадка. Причешу ее, и грива Ляжет волнами красиво Дам лошадке сахарку, Будет рада седоку, Понесет меня галопом По лесным тенистым тропам. Во втором описываются детеныши животных: Малыш длинноногий, Малыш длинногривый, Мама довольна: Сыночек красивый. Он бегает рысью, Он скачет галопом, копыта по тропке Стучат «Топ-топ-топ». Так как в возрасте 5-6 лет дети начинают учиться правильно, произносить более сложные свистящие и шипящие звуки, то на этапе автоматизации можно предложить ребятам такие стихи: Лошадь кошелек нашла, В магазин она пошла Дешевый шоколад купила, Шубу, шапку, шило. Везет нас лошадка, Лошадка, лошадка – Ни шатко, ни валко, Ни валко, ни шатко Стегнуть бы Кнутом бы Лошадку, Да жалко… У детей подготовительной к школе группе должен уже быть развит по возрасту словарный запас, но еще продолжают совершенствоваться речевые навыки: согласование существительных и качественные прилагательные (конь каурый, быстрый), образование притяжательных прилагательных (лошадиный корм, лошадиная грива), образование падежных форм («Лошадь ест овес», «конь живет в конюшне»). На логопедических занятиях ведется работа по постановке и автоматизации свистящих, шипящих и самых сложных – сонорных звуков. Тут в работе очень помогают скороговорки, чистоговорки: они способствуют правильному и «чистому» проговариванию звуков. У скороговорок своя игра звуков и слов. Это еще и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова. Еще одна особенность скороговорки – ее сложная ритмика. Скороговорка требует четкой организации голоса, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, способствуют автоматизации звуков речи. Лошади любят овес, Леша им сена привез. Лошадь ржала – Рожь пожрала. Любимое лакомство Нашей лошадки – Яблочко, сахар и овощи с грядки. Эй, кузнец, Молодец! Захромал мой жеребец! Это чистоговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков (ц; к; г; х; й) Гоп! Гоп! Конь живой, И с хвостом и с гривой Он качает головой Вот какой красивый! Цок, цок, цок! Ты лошадка – серый бок, Ты копытцем постучи, Нас скорей домой домчи. Стихотворные тексты уже более сложные, на закрепление свистящих и сонорных звуков. По полям, по взгорьям По степным раздольям Лихо мчатся скакуны Из далекой стороны На них всадники сидят Сабли острые горят! Коррекционная работа зачастую невидима, сложна. Она включает различные виды деятельности: постановку звука, автоматизация звуков речи, упражнения для выработки речевого дыхания, развития мелкой моторики, связной речи, грамматического строя. И от оптимального решения логопеда, его фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для занятий. Чтобы эта работа была живой, яркой, разнообразной, эффективной, чтобы воспитать у детей интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
|