Приобщение воспитанников старшей группы к декоративно-прикладному искусству средствами проектной деятельности
«Творчество — особый вид деятельности, Оно в самом себе несет удовлетворение»
Уильям Моэм
Воспитатель первой категории МБДОУ д/с №378 г.о. Самара Сидоренко Людмила Алексеевна
Тип проекта: творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно — патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Цель проекта: приобшение к декоративно-прикладному искусству, развитие творческой активности детей через ознакомление с народными промыслами и организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Скачать конспект
Цели и задачи для себя ставит сам ребенок: научиться изготавливать изделия из глины на примере дымковской, абашевской, каргопольской, филимоновской игрушки.
Мотивация проекта: одному из воспитанников старшей группы подарили Абашевскую игрушку- козлика. Ребенок заинтересовался новой игрушкой: ее яркостью, привлекательностью. Мальчик принес ее в группу и показал другим детям. Так возник интерес у детей к народным промыслам, желание слелать самим из глины похожие игрушки.
Задачи проекта:
- познакомить детей с народными промыслами: каргопольской, филлимоновской, дымковской, абашевской игрушкой
- способствовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, развивать память, повышать выразительность речи
- осуществлять нравственное развитие личности ребенка
- развивать умение видеть красоту изделий народного творчества
- развивать навыки художественного творчества детей, создавать объемные изображения игрушки из глины
- упражнять в кистевой росписи
- создать художественно-творческую среду (мастерскую), обеспечить детей необходимыми художественными материалами для лепки и росписи изделий
- формировать эстетический вкус.
Организационный этап
Подготовка материалов:
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, игрушки народных промыслов, плакаты с элементами росписи);
- Просмотр видеофильмов по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов (см. Приложение);
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Ожидаемый результат:
- Создание глиняной игрушки по мотивам народных промыслов;
- Воспитывать чувство патриотизма через любовь к народной игрушке.
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Игровая деятельность
- Работа с родителями
Познавательная деятельность:
Тематические беседы:
- «Филимоновские свистульки»
- «Дымковские игрушки»
- «каргопольские умельцы»
- «Абашевская глиняная игрушка Пензенской области»
Речевая деятельность:
- Чтение стихов на тему народных промыслов;
- Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Абашевская игрушка»;
Художественно — творческая деятельность:
- Рассматривание альбомов и наглядно — демонстрационного материала;
- Лепка из глины «Филимоновские кони»;
- Лепка из глины «Дымковские птицы»;
- Лепка «Декоративная абашевский барашек»;
- Роспись изделий гуашевыми красками.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
- Помочь собрать предметы народных промыслов;
- Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;
- Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;
- Рекомендация в выходные дни посетить с детьми сувенирные лавки, где продаются изделия народных мастеров;
- Подбор предметов декоративно-прикладного искусства.
- Сшить сарафаны и косоворотки.
- Подбор музыкального сопровождения к занятиям и развлечению.
Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста на неделю:
Образовательные области Формы и методы работы с детьми
Физическое развитие
- Пальчиковая гимнастика.
- Подвижные народные игры: «Городки», «Волк», «Птицелов»
- Эстафеты: «Резвые лошадки»
Познавательное развитие
- Показ видеофильмов «Как изготавливается глиняная игрушка»
- Беседа с рассматриванием филимоновской игрушки: «Веселые узоры».
- Дидактическая игра: «Подбери узор к дымковскому коню», «Какая из игрушек Дымковская?»
- Знакомимся с новой профессией: художники по росписи.
Речевое развитие
- Беседа – рассуждение «Для чего нужна народная игрушка сегодня?»
- Разучивание стихов, потешек о дымковской и филимоновской игрушке.
Художественно-эстетическое развитие
- Роспись узоров. -декоративное рисование в художественном альбоме дымковская игрушка с подгруппой детей
- Лепка «Народная игрушка» из глины с последующей росписью.
Упражнение в рисовании тонких линий концом кисти со всеми детьми;
- игра» цепочка» со всеми детьми.
- Разучивание честушек.
- Освоение «конвеерного» способа росписи.
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевая игра «На фабрике дымковской игрушке»
- Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по изготовлению глиняной игрушки».
- использование мультимедийного пособия «Найди лишнее» с подгруппой детей.
Дети разбиваются на группы по семь человек по своему желанию. Первая группа лепит из глины баранов и козликов по примеру Абашевской ирушки. Вторая группа лепит из глины фигурки коней по мотивам Филимоновской игрушки.
Третья группа лепит из глины птиц по мотивам Дымковской игрушки. Когда фигурки стали твердыми, дети покрасили их белой гуашью. Задача воспитателя на этом этапе: помогать детям в создании объемного изображения, напомнить приемы лепки из целого куска глины, если ребенок затрудняется это сделать; развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую активность.
На последующих занятиях дети расписывают свои глиняные фигурки в соответствии со своим выбором. Задача педагога — упражнять в кистевой росписи, использовать в узоре характерные цвета для промысла, использовать в работе вспомогательные инструменты.
В ходе занятий использовались следующие методические приемы:
- игровой прием;
- создание проблемной ситуации;
- работа подгруппами;
- положительная оценка детских работ;
- связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров;
- сравнение двух элементов узора;
- взаимосвязь видов деятельности: рисования и лепки;
- использование разных видов оценок: приз, словесная похвала, аплодисменты;
- неторопливый темп занятия;
- предоставление ребенку времени для обдумывания ответа.
Презентация проекта
- Развлечение «Ярмарка народных мастеров».
- Выступление детей перед родителями и педагогическим коллективом детского сада.
- Создание мини музея «Народная игрушка».
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно — прикладному искусству, у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной росписи, научились создавать выразительные узоры. Таким образом, тема «декоративно — прикладное искусство» в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- «Дошкольное воспитание». — №8. — 19981.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М.: Мозаика- Синтез, 2012.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ. — Управление ДОУ. 2005 №1
- Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. — СПб: Детство- Пресс, 2012.
Приложение
Абашевская игрушка
Радость, чудо звери, чудо — птицы Скачут, прыгают, поют, Рядом барыни неспешно, Словно с ярмарки идут.
Здесь от ярких красок пестро, Здесь фантазии полет! Мастер с глиною колдует, В руки он комок берет,
Разминает, греет, лепит. И из-под волшебных рук Птица — модница возникла, Рядом с ней запел петух.
И пространству стало тесно В этой ауре добра; Ведь игрушка — это детство, свет и красота!
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Ели спят у большака В инее седом. Спят деревья, спит река, Скованная льдом.
Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны, И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право. Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз, А затем пустимся в пляс. Хороша игрушка расписная, Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая Ставшего искусством ремесла. Не потому ль игрушкой этой Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету В фигурки яркие вложил? Сегодня игрушек сверкающий ряд Выходит на свет показать свой наряд.
Конь домчит до карусели. На седло залез Емеля. Влез, встал, засвистал – Засвистал, поскакал.
Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят,
Удивительный наряд. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами,
Проплываем павами. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские – Щеголихи слободские,
Кумушки посадские. Мы игрушки знатные Складные да ладные. Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут.
И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно.
Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала. С переливами поет, утром будит весь народ. Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)
Ой, свистулечка какая, Утка полосатая! Необычная, смешная И чуть-чуть пузатая!
* Подожди минуточку Ты откуда, уточка? Уточка свистит моя: -Филимоновская я!
Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка Ей не налюбуешься И в Париже и в Нью-Йорке Наш Полкан красуется.
Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной “Дымки” Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки Сколько радости для глаз Подрастают мастерицы Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом Громко восхищалися – Хлудневскою красотой Сражены осталися.
Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка Ты подруга подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй.
|