«Асьме доры лыктэ выжыкыл. Сказка к нам приходит» |
Фольклор | |||
Автор: Суслова Ольга Васильевна | |||
19.10.2021 14:39 | |||
«Асьме доры лыктэ выжыкыл. Сказка к нам приходит» Цель: Укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности, приобщение детей к национальным ценностям удмуртского народа. Задачи: Оздоровительные:
Образовательные:
Воспитательные:
Предварительная работа: Беседа с детьми о традициях и обычаях удмуртов; чтение удмуртских народных сказок про Лопшо Педуня, батыров; разучивание стихов на удмуртском языке. Материал и оборудование: Ход праздника: Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном нашей Удмуртии! Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек, В синие глаза озёр заглянет, Для того — проверьте сами! — станет Край удмуртский памятный навек. Сколько легенд и мифов подарила Удмуртия всему миру. Прислушайтесь, и может быть вы услышите сказку. Мне кажется, она уже начинается. (Под удмуртскую музыку появляется Донды Батыр, он идет по залу, что- то напевает). Ведущий: Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник? Донды Батыр: А, вот вы где все собрались! Зечбуресь нылпиос, я Донды Батыр. Слышал я, что где-то сегодня праздник, решил заглянуть, себя показать, да на вас посмотреть. Есть ли среди вас батыры? Покажите силушку свою. «Перетягивание каната» (участвуют мальчики обеих команд) Донды Батыр: А теперь можно и песню спеть да гостей повеселить. (Исполняет удмуртскую песню) Донды Батыр: Пора мне идти, спасибо за праздник. Зечь луэ, нылпиос! Ведущий: Зечь луэ, Донды Батыр! (Слышится веселая мелодия гармошки) Ведущий: Ребята, кажется, сказка продолжается! (В зал забегает Лопшо Педунь) Лопшо Педунь: Куда же я пришел? Вроде шел домой, а попал в детский сад! Здравствуйте, ребята! Умоесь! Ведущий: А ты кто такой? Наверно, Старичок-Лесовичок? Лопшо Педунь: Нет, я Лопшо Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться, а еще, конечно, люблю веселиться (Показывает свою гармошку и играет) И с вами, ребята хочу поиграть! Пора проверить вашу быстроту и ловкость! Я знаю веселую игру, по-удмуртки она называется «Быж», а по-русски «Хвост». (Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», последний – его хвостом. По сигналу старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка – «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост». Дети должны крепко держаться друг за друга) Лопшо Педунь: Вижу, я пришёл не зря! Загадаю вам загадки. Ох, уж они трудные я вам скажу. 1. Крыльев нет, а летает. Ног нет, а бежит. (Туча) 2. Что можно увидеть на небе только ночью? (Звезды) 3. В жару появляется, в холод умирает, Сам маленький, рот есть, укусит — плакать заставит (Комар) 4. В желтом платье девушка в земле сидит, волосы на земле; осень придет — ее убирают (Морковь) 5. В доме полно народу, а окна прорубить не могут (Огурец) 6. Не рубашка, но сшита. Языка нет, а говорит. (Книга) 7. Безногий безрукий, вверх поднимается. (Тесто) Лопшо Педунь: Молодцы, справились с загадками! Смотрю я на вашу обувь и диву даюсь, как вы ходите в такой неудобной обуви! Посмотрите на мою обувь. Вы знаете, как она называется? (Лапти) Вот сейчас и проверим, как вы быстро сможете пробежаться в лаптях. «Бег в лаптях» (Дети садятся. Издалека доносится игра гармошки) Лопшо Педунь: (прислушивается) Ребята, вы тоже слышите звуки гармошки? Как же я люблю плясать под нее, да частушки и песни распевать! (приплясывает) (входят удмуртские девушки и поют удмуртскую песню) Ведущий: Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости! А не хотите ли с нами сыграть в удмуртскую игру с платочком? ИГРА С ПЛАТОЧКОМ (под веселую музыку) Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух водящих. Одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает. А второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. (Дети садятся на стульчики) Ведущий: А теперь наши ребята расскажут стихи. Ребенок 1: Вазь чукна шунды потиз, Со монэ сайкатиз. Ребенок 2: Йырме, бамме маялтиз, Со монэ шунтиз. Ребенок 3: Коркаме но со шунтэ, Югыт но сое карэ, Ребенок 4: Шумпотытэ со монэ, Султы ни мыным шуэ. Игра «ВОДЯНОЙ». Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много» Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к линии круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным. (Дети садятся на стульчики. Лопшо Педунь и удмуртские девушки прощаются с детьми и уходят) Ведущий: Настоящий праздник получился, как в сказке! Столько гостей сегодня у нас побывало. Сколько героев из сказок. Давайте все вместе скажем «спасибо» — «тау»! и «до свидания» — «Зечь луэ»!
|