«Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным праздникам» |
Фольклор | |||
Автор: Грачева Алена Павловна | |||
08.01.2025 18:09 | |||
«Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным праздникам» Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема очень важная и актуальная. Современное общество остро переживает кризис духовно — нравственных идеалов, часто материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей складываются неправильные представления о добре, милосердии, справедливости и патриотизме. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники. В своей работе большое внимание уделяю знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему я обратилась именно к праздникам? Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и глубоком ее освоении. Праздник – это, прежде всего, радость, красочность, творчество, новые яркие впечатления. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Поэтому строю свою работу так, чтобы максимально приобщить детей к истокам русской народной культуры.
Мною были разработаны мероприятия и образовательная деятельность по народным календарным праздникам. Такие праздники как:
Так же я провожу различные акции посвященные народным праздникам:
Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. В заключение хотелось бы отметить, что моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы дети в процессе образовательной деятельности получили и расширили свои знания о народных праздниках. Могли легко и с удовольствием применять свои знания и умения, искать творческое решение предлагаемых заданий. Любые праздники — это замечательная возможность ненавязчиво приобщить ребенка к народному творчеству: песням, играм, танцам, обрядам. Показать всю палитру красочных праздников, привить любовь к своей культуре, своей стране. Хочется надеяться, что наши дети вырастут добрыми, способными к созидательной деятельности, достойными гражданами своей страны.
|