Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Устное народное творчество как средство развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Фольклор
Автор: Чернявская Надежда Федоровна Медведева Надежда Федоровна Седнева Кристина Юрьевна   
25.06.2024 18:46

Устное народное творчество как средство развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиУстное народное творчество как средство развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • Чернявская Надежда Федоровна воспитатель
  • Медведева Надежда Федоровна учитель-логопед
  • Седнева Кристина Юрьевна воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

В современном обществе коммуникативная деятельность играет важную роль в жизни человека. Ее наличие обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающими на всех этапах жизни, включая семейные отношения, быт, образованиеи трудовую деятельность. Отсутствие развитых коммуникативных навыков приводит к проблемам в вербальном общении, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности коммуникативной деятельности в целом.

Инструментальным фактором, который влияет на отставание в развитии коммуникативных умений, является нарушение речевой функции. Появление проблем в речевом развитии влияет на вербальное общение, и зачастую вызывает значительные трудности в коммуникативной деятельности. Поэтому для успешного развития коммуникативной деятельности необходимо уделять большое внимание развитию речевых функций.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка, что влияет на связность и последовательность рассказа, фрагментарность изложения и нарушение связей в тексте. Таким образом, незавершенный характер формирования грамматического строя языка у таких детей приводит к нарушению связи между рассказчиком и слушателем, что может негативно отразиться на процессе общения.

Для успешной коррекции данных нарушений важно проводить своевременную диагностику и скорректировать эти проблемы с помощью специальных методик и тренингов. Также необходимо проводить качественную работу со словарным запасом для расширения используемых языковых средств ребенка.

К результативным средствам, используемым для коррекции и развитии речи смело можно отнести устное народное творчество, так как оно помогает обогащать речь ребенка, способствует развитию речевой активности и выразительности диалогических и монологических высказываний, освоению лексико-грамматической системы языка, совершенствованию звуковой стороны речи. Фольклорные произведения богаты яркими поэтическими образами, которые вызывают у детей положительные эмоции, укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что уродливо.

Через знакомство с пословицами и поговорками, разыгрывание прибауток и бытовых сюжетов из жизни народа расширяется словарный запас ребенка. При составлении описательных рассказов русского быта, народного костюма и традиций развивается умение последовательно строить свое высказывание, а также строить диалог с собеседником.

Для коррекционной работы над интонацией, дыханием, выразительностью и темпом речи используя такие жанры фольклора, как чистоговорки, песенки, заклички.

Для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия творческих способностей детей, используются инсценировки сказок, где дети могут примерять на себя роль героя сказочного произведения, пережить его испытания и приключения. Через оценку взаимоотношений героев сказки педагоги подводят детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставят перед ними задачи принятия решений. Благодаря чему у детей развивается желание прийти на помощь, способность переживать за неудачи других людей и радоваться чужим успехам.

Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы, календарные народные праздники педагоги привлекают внимание воспитанников к таким ценностям как семья, добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе и родному краю. Через фольклор воспитанники соприкасаются с духовным миром русского народа, его традициями. Образцы устного народного творчества помогают организовать положительное взаимодействие дошкольников друг с другом, дают возможность продемонстрировать успехи, достижения, объединить коллектив детей и взрослых

Фольклор помогает сделать длительный процесс развития коммуникативной деятельности детей с ОНР более интересным, так как приближает его к игре, формируя коммуникативные умения и навыки ребенка без насилия и незаметно для него самого. У детей появляется желание использовать в речи потешки, прибаутки, разыгрывать сказочные сюжеты. Происходит развития всех сторон речи, также дети учатся следить за развитием сюжета, сопоставлять события и выявлять последовательность, поэтому фольклор является незаменимым материалом для коррекции и развития речи, его использование в воспитательно-образовательном процессе оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной деятельности у детей с ОНР.

Литература:

  1. Бударина Т. А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб., 2001. – 221с.
  2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 192с.
  3. Дзюбак, Л. А. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества / Л. А. Дзюбак, С. В. Кирилова // Инновационные технологии современной научной деятельности: Стратегия, задачи, внедрение: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 14 мая 2020 года. Том Часть 1. – Уфа:: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 151-154.
  4. Князева О. А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1999. — 232с.
  5. Мальцева, А. А. Устное народное творчество (малые формы фольклора) как средство речевого развития дошкольников / А. А. Мальцева // NovaUm. Ru. – 2021. – № 34. – С. 308-310. – EDN HBWDSF.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год