Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Информационно-творческий проект «Вологодские промыслы» для детей старшего дошкольного возраста
Фольклор
Автор: Чистякова Ксения Сергеевна Ильина Ольга Александровна   
22.06.2024 09:25

Информационно-творческий проект «Вологодские промыслы» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-творческий проект «Вологодские промыслы» для детей старшего дошкольного возраста

Руководители проекта:

  • Чистякова К.С.
  • Ильина О.А.

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ М Э Р И ЯУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24» г. Череповец. 2024 учебный год.

Актуальность:

Вологодская область – край с древним и богатым прошлым, который славитсясвоей неповторимой природой и уникальными памятниками истории и культуры. Вологодские промыслы впитали в себя всю красоту Вологодского края, цветочныйорнамент на серебре, лесные ягоды на росписи, причудливые сюжеты русского быта набересте, морозные узоры из кружева. Всё говорит о красоте и душевной теплоте нашегокрая.

 

Скачать конспект

Анкетирование родителей в рамках опроса патриотического воспитания детей в ДОУ, показало, что основная часть родителей, не уделают внимание вопросу патриотического воспитания дошкольников в полном объёме. Ознакомление детей с традиционными промыслами Вологодского края проводится через демонстрацию мультфильмов, чтение рассказов, прослушивание сказок, но теоретические знания не подкрепляются практическими навыками, а ведь нельзя забывать, что в дошкольном возрасте мышление у ребёнка наглядно-образное — ребёнок мыслит с помощью образов, полученных в практической повседневной деятельности — игре.

Опрос детей старшего дошкольного возраста в группе показал, что большинство из них не знакомы с многообразием промыслов Вологодской области, у детей слабо развиты представления о самобытности и уникальности прикладного творчества мастеров нашего края.

Участие детей старшего дошкольного возраста в нашем информационно-творческом проекте не только поможет расширить их представление о традиционных промыслах Вологодской области, но и закрепить эти представления посредством занятий по декоративно-прикладному творчеству, будет способствовать воспитанию любви к малой Родине, ощущению принадлежности их к культуре русского народа. Будет воспитывать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре своих предков, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев, что приведёт, в будущем, к воспитанию патриота-гражданина своей страны.

Целью проекта являетсяформирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к русской народной культуре, воспитание любви к своей малой Родине посредством ознакомления с многообразием промыслов Вологодской области.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи, такие как

  • продолжать расширять представления у детей о традиционных промыслах Вологодской области (кружевоплетение, берестяные изделия, роспись и резьба по дереву, чернение по золоту, гончарное дело, ткачество, вышивка, ивоплетение, ковка).
  • продолжать развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
  • продолжать воспитывать у детей чувство любви к малой Родине посредством ознакомления с традиционными промыслами Вологодской области.

По доминирующему методу: информационно-творческий

По характеру содержания: ребенок и окружающий мир

По количеству участников: групповой

Сроки реализации проекта: 3 недели.

Подготовительный:

Проблема исследования:

В нашей группе есть центр Патриотического воспитания, в котором находятся книги и альбомы этого тематического направления, дети с удовольствием рассматривают их в свободной деятельности. У воспитанника группы возник вопрос, почему книга называется Вологодские промыслы? А есть ещё промыслы других областей? И ребята были удивлены, когда услышали, что свои промыслы не только в каждой области, но и в каждом районе области.

На вопрос воспитателя, какие промыслы Вологодчины вы знаете? Ребята смогли вспомнить только Вологодское кружево и роспись по дереву. Когда же воспитатель рассказала, что в нашей области существуют ещё и другие промыслы, которые называются традиционными, что вызвало интерес у детей. Исходя из этого, ребятам было предложено опираясь на карту Вологодской области, узнать в каком районе существует тот или иной промысел.

Основополагающий вопрос:

Какие существуют традиционные промыслы Вологодской области и в каких районах области они возникли?

Проблемные вопросы

Что такое промыслы? Виды традиционных промыслов Вологодской области? В каких районах Вологодской области они возникли? Что нужно делать, чтобы освоить один из видов народного промысла? Как узнать, какие особенности существуют при изготовлении изделий вологодских мастеров, от мастеров других областей нашей страны?

Режим работы: свободная деятельность, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, на прогулке.

Предполагаемый результат реализации проекта:

  1. Закрепление представлений у детей о народных промыслах Вологодской области;
  2. Развитие творческого воображения, творческого мышления
  3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе в ДОУ;

Основной (практический):

  1. Беседы с детьми «Красота Вологодских кружев», «Гончарное ремесло», «Гаютинская и Глубоковская роспись», «Вышивка и ткачество», «Ивоплетение», «Берестяные изделия» (Приложение 1)
  2. Чтение и обсуждение художественных произведений о промыслах Вологодчины: чтение сказки «Семь Катерин», «Волшебное кружево» из книги Елены Триновой «Кружевные сказки» (Приложение 2)
  3. Использование дидактических игр (Приложение 3)
  4. Разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик.

(Приложение 4)

5) Разучивание подвижных игр. (Приложение 5)

6)Сюжетно-ролевые игры С/р игра «Магазин» (сюжет «Вологодские сувениры»), «Ярморка», «Мастерская народных умельцев»

7) Продуктивная деятельность.

Рисование: «Вологодские узоры», «Элементы Гаютинской и Глубоковской росписи», «Вышивальные узоры»

Аппликация: «Вологодская игрушка»

Конструирование из бумаги: «Плетёная мебель»

Лепка: «Кувшин из глины», «Верховажская свистулька», «Кузовок из бересты»

8) Просмотр видеофильма, иллюстраций. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов промыслов Вологодской области, «Гора самоцветов», «Страна Мастеров- Промыслы России», «Мульти-Россия –Ремёсла России»

9) Проблемные ситуации. Беседа «Правила безопасности в общественном транспорте», Этическая беседа: «Мы идём в общественное место». (Приложение 6)

10) Музыкальные композиции, прослушиваниеГлинка М.И. Вариации на русскую народную песню "Среди долины ровныя". Народные песни впроизведениях П.И. Чайковского (песня "Сидел Ваня", нар. песня "Журавель», финал, русск. нар. песня "Во поле берёза стояла")

11) Создание выставки рисунков «Традиционные промыслы Вологодской области». (ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ)

12) Консультации для родителей «Знакомим детей с народными промыслами Вологодчины» «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников посредством народных промыслов».

(Приложение 7)

Перспективное планирование.

Дни недели

Тема

Первая неделя

Понедельник

15.01.24

Беседа«Красота Вологодских кружев» Приложение 1.

Разучивание физкультминутки. Приложение 4.

Вторник

16.01.24

Проблемная ситуация. Беседа «Мы идём в музей»Приложение 6.

Рисование«Вологодские узоры»

Просмотр мультфильма «Мульти-Россия –Ремёсла России»

Среда

17.01.24

Разучивание пальчиковой гимнастики. Приложение 4.

Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка»

Четверг

18.01.24

Просмотр иллюстраций промыслов Вологодской области

Беседа «Гончарное ремесло». Приложение 1.

Пятница

19.01.24

Сюжетно-ролевые игры «Магазин Вологодских сувениров»

Лепка «Кувшин из глины»

Вторая неделя

Понедельник

22.01.24

Беседа «Гаютинская и Глубоковская роспись»Приложение 1.

Дидактическая игра из картотеки. Приложение 3.

Вторник

23.01.24

Чтение и обсуждение стихов. Приложение 2

Просмотр иллюстраций «Вологодские промыслы. Ковка»

Рисование «Элементы гаютинской росписи»»

Среда

24.01.24

Лепка «Верховажская свистулька»

Разучивание подвижной игры Приложение 5.

Четверг

25.01.24

Чтение и обсуждение частушек. Приложение 2.

Дидактическая игра из картотеки. Приложение 3.

Аппликация «Вологодская игрушка»

Пятница

26.01.24

Беседа «Вышивка и ткачество» Приложение 1.

Разучивание физкультминутки. Приложение 4.

Рисование «Вышивальные узоры»

Третья неделя

Понедельник

29.01.24

Беседа «Ивоплетение» Приложение 1.

Разучивание физкультминутки. Приложение 4.

Вторник

30.01.24

Беседа «Берестяные изделия» Приложение 6.

Конструирование из бумаги «Плетёная мебель»»

Просмотр мультфильма «Гора самоцветов»

Среда

31.01.24

Лепка «Кузовок из бересты»»

Разучивание пальчиковой гимнастики. Приложение 4.

Четверг

01.02.24

Просмотр иллюстраций «Вологодские промыслы. Изделия из бересты»

Проблемная ситуация «Мы едем в общественном транспорте». Приложение 6.

Пятница

02.02.24

Сюжетно-ролевые игры «Мастерская народных умельцев»

Создание выставки работ «Традиционные промыслы Вологодской области».

Сбор материала для презентации, создание презентации

Заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Создание презентации на основе реализации проекта
  • Создание выставки рисунков «Традиционные промыслы Вологодской области» (привлечение родителей)

Список литературы:

  1. «Дошкольное воспитание». — №8. — 1998.
  2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
  4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М.: Мозаика- Синтез, 2012
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год