Информационно-творческий проект «Вологодские промыслы» для детей старшего дошкольного возраста |
Фольклор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Чистякова Ксения Сергеевна Ильина Ольга Александровна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.06.2024 09:25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно-творческий проект «Вологодские промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Руководители проекта:
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ М Э Р И ЯУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24» г. Череповец. 2024 учебный год. Актуальность: Вологодская область – край с древним и богатым прошлым, который славитсясвоей неповторимой природой и уникальными памятниками истории и культуры. Вологодские промыслы впитали в себя всю красоту Вологодского края, цветочныйорнамент на серебре, лесные ягоды на росписи, причудливые сюжеты русского быта набересте, морозные узоры из кружева. Всё говорит о красоте и душевной теплоте нашегокрая.
Анкетирование родителей в рамках опроса патриотического воспитания детей в ДОУ, показало, что основная часть родителей, не уделают внимание вопросу патриотического воспитания дошкольников в полном объёме. Ознакомление детей с традиционными промыслами Вологодского края проводится через демонстрацию мультфильмов, чтение рассказов, прослушивание сказок, но теоретические знания не подкрепляются практическими навыками, а ведь нельзя забывать, что в дошкольном возрасте мышление у ребёнка наглядно-образное — ребёнок мыслит с помощью образов, полученных в практической повседневной деятельности — игре. Опрос детей старшего дошкольного возраста в группе показал, что большинство из них не знакомы с многообразием промыслов Вологодской области, у детей слабо развиты представления о самобытности и уникальности прикладного творчества мастеров нашего края. Участие детей старшего дошкольного возраста в нашем информационно-творческом проекте не только поможет расширить их представление о традиционных промыслах Вологодской области, но и закрепить эти представления посредством занятий по декоративно-прикладному творчеству, будет способствовать воспитанию любви к малой Родине, ощущению принадлежности их к культуре русского народа. Будет воспитывать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре своих предков, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев, что приведёт, в будущем, к воспитанию патриота-гражданина своей страны. Целью проекта являетсяформирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к русской народной культуре, воспитание любви к своей малой Родине посредством ознакомления с многообразием промыслов Вологодской области. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи, такие как
По доминирующему методу: информационно-творческий По характеру содержания: ребенок и окружающий мир По количеству участников: групповой Сроки реализации проекта: 3 недели. Подготовительный: Проблема исследования: В нашей группе есть центр Патриотического воспитания, в котором находятся книги и альбомы этого тематического направления, дети с удовольствием рассматривают их в свободной деятельности. У воспитанника группы возник вопрос, почему книга называется Вологодские промыслы? А есть ещё промыслы других областей? И ребята были удивлены, когда услышали, что свои промыслы не только в каждой области, но и в каждом районе области. На вопрос воспитателя, какие промыслы Вологодчины вы знаете? Ребята смогли вспомнить только Вологодское кружево и роспись по дереву. Когда же воспитатель рассказала, что в нашей области существуют ещё и другие промыслы, которые называются традиционными, что вызвало интерес у детей. Исходя из этого, ребятам было предложено опираясь на карту Вологодской области, узнать в каком районе существует тот или иной промысел. Основополагающий вопрос: Какие существуют традиционные промыслы Вологодской области и в каких районах области они возникли? Проблемные вопросы Что такое промыслы? Виды традиционных промыслов Вологодской области? В каких районах Вологодской области они возникли? Что нужно делать, чтобы освоить один из видов народного промысла? Как узнать, какие особенности существуют при изготовлении изделий вологодских мастеров, от мастеров других областей нашей страны? Режим работы: свободная деятельность, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, на прогулке. Предполагаемый результат реализации проекта:
Основной (практический):
(Приложение 4) 5) Разучивание подвижных игр. (Приложение 5) 6)Сюжетно-ролевые игры С/р игра «Магазин» (сюжет «Вологодские сувениры»), «Ярморка», «Мастерская народных умельцев» 7) Продуктивная деятельность. Рисование: «Вологодские узоры», «Элементы Гаютинской и Глубоковской росписи», «Вышивальные узоры» Аппликация: «Вологодская игрушка» Конструирование из бумаги: «Плетёная мебель» Лепка: «Кувшин из глины», «Верховажская свистулька», «Кузовок из бересты» 8) Просмотр видеофильма, иллюстраций. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов промыслов Вологодской области, «Гора самоцветов», «Страна Мастеров- Промыслы России», «Мульти-Россия –Ремёсла России» 9) Проблемные ситуации. Беседа «Правила безопасности в общественном транспорте», Этическая беседа: «Мы идём в общественное место». (Приложение 6) 10) Музыкальные композиции, прослушиваниеГлинка М.И. Вариации на русскую народную песню "Среди долины ровныя". Народные песни впроизведениях П.И. Чайковского (песня "Сидел Ваня", нар. песня "Журавель», финал, русск. нар. песня "Во поле берёза стояла") 11) Создание выставки рисунков «Традиционные промыслы Вологодской области». (ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ) 12) Консультации для родителей «Знакомим детей с народными промыслами Вологодчины» «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников посредством народных промыслов». (Приложение 7) Перспективное планирование.
Заключительный:
Список литературы:
|