Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с Павлопосадским платком» |
Фольклор | |||
Автор: Бельянская Екатерина Николаевна | |||
19.06.2024 20:31 | |||
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с Павлопосадским платком» Администрация города Томска Департамент образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 г. ТОМСК Дата написания: 12. 02. 2024 Автор: Бельянская Екатерина Николаевна., воспитатель Номинация: Вид занятия: Художественно-эстетическое развитие, аппликация. Возрастная группа: Старшая группа. Цель: Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству и промыслу народных мастеров. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: Ноутбук, презентация, Павлопосадские платки. Для детей: Клеёнка, ножницы, цветной картон (в форме треугольника), кисточки, краски, нитки. Ход занятия: Дети заходят в группу, становятся полукругом. Воспитатель: — Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое. - Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это такое? Дети: — Это платок. Воспитатель: Да. Это платок. Давайте посмотрим. Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. (Показ слайда 1) Слайд 1 Давным–давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках (демонстрация картинок с изображением ткацких станков, слайд 2), Слайд 2 украшали их вышивкой ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка). Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде. -Ребята, я предлагаю Вам сегодня посетить, в рамках нашего занятия, в маленький городок –Павловский Посад, который находится в Московской области. В этом городе появились мастера, которые самые первые стали производить красивые платки. (Слайд 3) Слайд 3 - Павлопосадские платки самые известные в нашей стране, они очень ценятся своими красивыми узорами. - Зимы у нас холодные и мастерицы научились вязать платки на спицах из козьего пуха. Красивые и сложные узоры вывязывали они, что прославились на всю страну. - Хорошие были платки: тёплые, мягкие, удобные, но не радостные. - Одной из женщин, которая была весёлой и жизнелюбивой, захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Тогда она взяла в руки краски и украсила свой платок красивыми цветами. Другие женщины этого городка увидели и тоже стали украшать свои платки необычными узорами. - И слава об этих мастерицах распространилась по всей Руси. - К мастерицам Павловского Посада стали обращаться с заказами женщины других городов. - С тех пор появились мастера по изготовлению платков. - Сначала рисовали художники орнаментальный рисунок (цветочный), потом рисунок вырезался из дерева. (слайд 4) Слайд 4 - Мастера, которые наносили рисунок, назывались набойщиками. Они делали это вручную. Для их работы были специально изготовлены из дерева формы, которые назывались цветками. При помощи их наносили контурный рисунок на платок. - Потом они окунали деревянные формы-цветки в специальную краску и наносили цветной орнамент. Это трудоёмкая и тяжёлая работа. (слайд 5) Слайд 5 - Но со временем, люди построили фабрику по производству Павлопосадских платков и уже наносили рисунок не вручную, а на специальных станках. (слайд 6) Слайд 6 - И сегодня мы с вами сделаем своими руками платок-аппликацию. Но прежде чем, мы с Вами начнем изготовление наших платков, я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться. Физкультурная минутка: Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) Упражненье повтори Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) Мы размяться все успели, И на место снова сели. (Дети садятся.) Поиграли, отдохнули теперь за работу. Создание платков — дело коллективное. А кому принадлежит главная роль? Верно, художникам. Сегодня мы с вами украсим платки и сделаем для них бахрому. Перед детьми, на столах, лежат заготовки (картонные треугольники с готовыми дырочками для бахромы), нитки, ножницы, краски и кисточки. - Ребята, посмотрите, какими яркими получились ваши платки! -Скажите пожалуйста, что для вас было трудно в нашем занятии? -Что больше всего понравилось? - Для чего нужен платок? - Кто составляет узоры для платков? - Чем украшены платки, какими цветами? Наше занятие закончено. Спасибо за ваше старание. Молодцы!
|