Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись» |
Фольклор | |||
Автор: Тухватулина Елизавета Анатольевна | |||
19.06.2024 20:14 | |||
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись» Администрация города Томска Департамент образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 г.ТОМСК Автор конспекта: Тухватулина Елизавета Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 39 г. Томска Томск, 2023 Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла, познакомить с городецкой росписью. Задачи приоритетной ОО «Познавательное развитие»:
Задачи ОО в интеграции: Художественное развитие:
Речевое развитие:
Социально – коммуникативное развитие:
Физическое развитие:
Демонстрационный материал: выставка изделий с городецкой росписью. Раздаточный материал: гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка, листы бумаги. Предварительная работа: подбор иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца. Ход занятия: 1. Вводный этап. Организационный момент - Ребята сегодня, я пришла к вам не с пустыми руками. (у воспитателя в руках кухонная утварь, расписанная в технике «городецкая роспись»). - Как вы думаете, что это за предмет? (ответы детей) - А может, кто ни будь, из вас знает, в какой технике расписана эта доска? (предположение детей) - Чтобы узнать, какая это роспись, я предлагаю вам посетить нашу импровизированную выставку, где мы с вами познакомимся с народным промыслом – «городецкая роспись». 2. Основной этап Дети рассматривают развешанные в группе картинки и предметы утвари, разложенные на столе, расписанные в технике «городецкая роспись». - На нашей выставке вы можете увидеть поделки, выполненные замечательными мастерами. - А как вы думаете, почему эту роспись назвали – городецкая? (предположения детей: по названию города, села, деревни) Воспитатель показывает картинку города Городец. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Здесь давным – давно люди начали делать посуду и столовые приборы и расписывать различными узорами. (воспитатель показывает предметы и картинки столовой утвари.) Городецкая роспись – это традиционный русский стиль декоративно-прикладного искусства, который имеет свои особенности и характерные черты. - Из чего делались все эти предметы? (ответы детей: из дерева) - Да, совершенно верно, раньше из дерева делали все: от детских игрушек до посуды. А началось все с прялок. (картинки прялок) - Дети как вы думаете, что такое прялка, для чего она нужна? (ответы детей) Прялка — это приспособление для получения нити путём прядения – скручивания волокон льна, конопли, шерсти и другого материала, из которого можно сделать нить. А еще она состоит из гребня, донца и веретена. Донце — это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину. Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. - А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Веретено». Для этой игры нам нужно будет выбрать 2 – х игроков с помощью считалки. Дети становятся полукругом и выбирают, кто будет считать. Считалочка «Лиса по лесу ходила» Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела - Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдет, Тот водить пойдет. Дети встают друг против друга и наматывают нить на свое веретено, побеждает тот, кто быстрее доберется до середины нити. Игру проводим 2 – 3 раза. - Молодцы ребята, а давайте рассмотрим, что изображалось на изделиях и предметах? (Ответы детей: цветы, животные, листики) -Правильно, мы здесь видим изображение цветов: бутонов, ромашек, купав и роз. Еще рисовались листья, как правило, они рисуются группами от двух до пяти лепестков. Так же изображались животные. - Ребята посмотрите, какие цвета используют при рисовании в этой технике? (ответы детей) - В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. - Обратите внимание, что белый цвет наносят в самом конце, сверху узора. Как вы думаете, для чего это делается? (рассуждения детей) - Правильно белый цвет наносится в конце сверху на узор, чтобы оживить рисунок. - Ребята, есть идея! А что, если нашим родителям сделать приятный сюрприз и расписать доску в технике «городецкая роспись». Что думаете по этому поводу? (ответы детей) - Прежде чем приступить к работе, предлагаю размять наши руки. Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры» Городецкие узоры хороши! — (сжимают пальчики в ладошке) Погляжу я на картинки, — (показывают ладошки) Улыбаюсь от души! — (самомассаж уголков губ) Розовые, жёлтые, синие, зелёные, — (прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке) Распустились розаны — (раскрывают ладошки) На доске берёзовой. — (складывают ладошки тыльной стороной) А купавки нежные — (нажимают поочередно на серединку ладошки) Кажется, качаются, — (раскачивают ручками) А бутоны толстые распускаются! — (показывают раскрывающийся бутон). Дети садятся на свои места и приступают к работе. Расписывают нарисованную доску, по образцу. Дети выкладывают свои работы в центре стола. - Посмотрите ребята, какая у нас получилась с вами настоящая выставка городецкой росписи. Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями. 3. Итоговый этап - Ребята вам понравилось наше занятие? (ответы детей) - С какой росписью мы сегодня познакомились? (ответы детей) - Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). - Были ли трудности? (ответы детей). - Как вы с ними справились? (ответы детей).
|