Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись»
Фольклор
Автор: Тухватулина Елизавета Анатольевна   
19.06.2024 20:14

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись»

Администрация города Томска Департамент образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 г.ТОМСК

Автор конспекта: Тухватулина Елизавета Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 39 г. Томска Томск, 2023

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла, познакомить с городецкой росписью.

Задачи приоритетной ОО «Познавательное развитие»:

  • знакомство с городецкой росписью и её особенностями
  • воспитание уважительного отношения к труду городецких мастеров, интерес к их работе
  • умение выделять основные элементы узора.

Задачи ОО в интеграции:

Скачать конспект 

Художественное развитие:

  • развитие художественного вкуса, чувство цвета
  • поддержание самостоятельности и творческой активности.

Речевое развитие:

  • расширение активного словаря детей новыми понятиями: городецкая роспись, бутон, розан, купавка, ромашка, донце, веретено.

Социально – коммуникативное развитие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству.

Физическое развитие:

  • развитие мелкой моторики
  • развитие умения согласовывать речь и движение.

Демонстрационный материал: выставка изделий с городецкой росписью.

Раздаточный материал: гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка, листы бумаги.

Предварительная работа: подбор иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Ход занятия:

1. Вводный этап. Организационный момент

- Ребята сегодня, я пришла к вам не с пустыми руками. (у воспитателя в руках кухонная утварь, расписанная в технике «городецкая роспись»).

- Как вы думаете, что это за предмет? (ответы детей)

- А может, кто ни будь, из вас знает, в какой технике расписана эта доска? (предположение детей)

- Чтобы узнать, какая это роспись, я предлагаю вам посетить нашу импровизированную выставку, где мы с вами познакомимся с народным промыслом – «городецкая роспись».

2. Основной этап

Дети рассматривают развешанные в группе картинки и предметы утвари, разложенные на столе, расписанные в технике «городецкая роспись».

- На нашей выставке вы можете увидеть поделки, выполненные замечательными мастерами.

- А как вы думаете, почему эту роспись назвали – городецкая? (предположения детей: по названию города, села, деревни)

Воспитатель показывает картинку города Городец.

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Здесь давным – давно люди начали делать посуду и столовые приборы и расписывать различными узорами. (воспитатель показывает предметы и картинки столовой утвари.)

Городецкая роспись – это традиционный русский стиль декоративно-прикладного искусства, который имеет свои особенности и характерные черты.

- Из чего делались все эти предметы? (ответы детей: из дерева)

- Да, совершенно верно, раньше из дерева делали все: от детских игрушек до посуды.

А началось все с прялок. (картинки прялок)

- Дети как вы думаете, что такое прялка, для чего она нужна? (ответы детей)

Прялка — это приспособление для получения нити путём прядения – скручивания волокон льна, конопли, шерсти и другого материала, из которого можно сделать нить. А еще она состоит из гребня, донца и веретена. Донце — это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину.

Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Веретено». Для этой игры нам нужно будет выбрать 2 – х игроков с помощью считалки.

Дети становятся полукругом и выбирают, кто будет считать.

Считалочка «Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Дети встают друг против друга и наматывают нить на свое веретено, побеждает тот, кто быстрее доберется до середины нити. Игру проводим 2 – 3 раза.

- Молодцы ребята, а давайте рассмотрим, что изображалось на изделиях и предметах? (Ответы детей: цветы, животные, листики)

-Правильно, мы здесь видим изображение цветов: бутонов, ромашек, купав и роз. Еще рисовались листья, как правило, они рисуются группами от двух до пяти лепестков. Так же изображались животные.

- Ребята посмотрите, какие цвета используют при рисовании в этой технике? (ответы детей)

- В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый.

- Обратите внимание, что белый цвет наносят в самом конце, сверху узора. Как вы думаете, для чего это делается? (рассуждения детей)

- Правильно белый цвет наносится в конце сверху на узор, чтобы оживить рисунок.

- Ребята, есть идея! А что, если нашим родителям сделать приятный сюрприз и расписать доску в технике «городецкая роспись». Что думаете по этому поводу? (ответы детей)

- Прежде чем приступить к работе, предлагаю размять наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Городецкие узоры хороши! — (сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки, — (показывают ладошки)

Улыбаюсь от души! — (самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные, — (прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)

Распустились розаны — (раскрывают ладошки)

На доске берёзовой. — (складывают ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные — (нажимают поочередно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, — (раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются! — (показывают раскрывающийся бутон).

Дети садятся на свои места и приступают к работе. Расписывают нарисованную доску, по образцу.

Дети выкладывают свои работы в центре стола.

- Посмотрите ребята, какая у нас получилась с вами настоящая выставка городецкой росписи.

Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями.

3. Итоговый этап

- Ребята вам понравилось наше занятие? (ответы детей)

- С какой росписью мы сегодня познакомились? (ответы детей)

- Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

- Были ли трудности? (ответы детей).

- Как вы с ними справились? (ответы детей).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год