Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр). |
Фольклор | |||
Автор: Романова Анна Васильевна Чистякова Ирина Евгеньевна Тутаева Анна Валентиновна | |||
02.06.2024 01:58 | |||
Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр). Авторы:
Управление образования мэрии города Череповца МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 128» (МАДОУ «Детский сад № 128») г.Череповец 2024г. Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русской культуры Вологодского края посредством народных подвижных игр.
Задачи:
Материалы: украшения для зала в Вологодском народном стиле (платки, заборчик). Атрибуты для персонажей: для мамы-фартук, стол, стул, учебник. Вовка одет в современную одежду, а затем в народную, для девочек-волн-голубые купальники; костюм золотой рыбки; для Василис- народные сарафаны, кокошники, платочки; для двух братцев-народные костюмы, ларец. Предварительная работа: чтение произведения В. Коростылева «Вовка в Тридевятом царстве». Просмотр одноименного мультфильма. Знакомство с подвижными играми «Царь-Горох», «Бабушка, бабушка» (Вологодская обл, Бабушкинский район), «Иголка, нитка, узелок», «Тетёра», «Кому пирог?», «Хвалебная-величальная». Действующие лица: ведущая, мама (взрослые), Вовка (ребенок). Дети подготовительной группы: царь, золотая рыбка, девочки –волны (4), девочки – Василисы (3); два братца из ларца- (2). Место проведения: спортивный зал. Продолжительность: 30 минут. Ход: Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вместе с мальчиком Вовкой отправиться в Вологодское государство, а сначала вспомним народные игры, чтобы помочь ему в путешествии… Мама. Вовочка! Поди сюда! Ох, с тобой одна беда! С сыном мы устали биться: (обращается к детям) Не желает он учиться! Чтоб не тратить время зря, Начинаем с букваря. Вовка. Иду, сейчас! Что стряслось опять у вас? Мама. Ах, сыночек, хватит спать, Нужно книжку почитать. Вовка. Вот ещё была забота! Нет! Читать мне неохота. Мама. Если будешь ты лениться, Буду на тебя сердиться. Вовка. Ладно, ладно, почитаю, Хоть и без букваря всё знаю. Что читать по букварю? Я картинки посмотрю. Берёт книгу сказок и засыпает. (Мама уходит). Ведущая. В некотором царстве, В Вологодском государстве Жил да был когда-то царь, Превеликий государь… Вовка. Вот бы мне туда попасть… Ведущая. И случилось чудо- попал наш Вовка в сказку, прямо к самому царю… (Появляется царь и начинает красить забор) Вовка. Эй! Царь! Ты зачем это забор красишь? Царям не полагается! Царская жизнь-только и делай, что ничего не делай! Царь. Царь обязан потрудиться, Чтоб совсем не облениться! Скучно без дела сидеть! Ведущая. Давайте, ребята, царя позабавим: В русскую народную игру поиграем. Подвижная игра «Царь-Горох». Ход игры: в игре участвуют не более 5—7 человек. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Играющие, выбрав Царя-Гороха (по считалке) отходят в сторону и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят к подножию «горки», на которой стоит Царь-Горох, со словами: «Здравствуй, Царь-Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь-Горох должен отгадать, что они показывают. Если ему не удалось это сделать, то остальные игроки объясняют смысл своей пантомимы и загадывают новое действие. Если Царь-Горох угадывает, то сбегает с «горки» и догоняет детей. Пойманный становится Царем-Горохом. Ведущая. Молодцы, ребята! Царь. Спасибо вам, ребята! По делам идти пора! (Царь прощается и уходит. Появляются бабушка-старуха с корытом, девочки-волны и золотая рыбка. Рыбка исполняет танец) Вовка. Вот и рыбка золотая! Я желанье загадаю: Мне варенье подавай! Ты слыхала? Выполняй! Золотая рыбка. Это кто еще такой раскомандовался мной?! Ты невод плел? Ты его три раза забрасывал в воду? А туда же — подавай, выполняй! (уплывает) Ведущая. Ребята, надо Вовке помогать, Будем мы в игру играть. Народная игра «Бабушка, бабушка». Ход игры: один игрок исполняет роль «бабушки», он садится где-нибудь на стул. Остальные дети подходят к нему со словами «Бабушка, бабушка, можно травки пощипать?». Она отвечает: «Пощиплите, пощиплите, только гроздика (гроздик – перо лука, луковая стрела) не рвите!». Получив разрешение, дети сначала делают вид, что щиплют траву, а затем вдруг кто-нибудькричит: «Бабушка, гроздик! Бабушка, гроздик!». Тут бабушка вскакивает с земли и бежит за детьми. Кого догнала, сажает на свое место. (Появляются Василисы). Василисы. Василисы мы, сестрицы, На все руки мастерицы. Если спросит кто совет, Мы такой дадим ответ: Только тот живет не тужит, Кто с наукой крепко дружит. Вовка. Опять наука-надоело… Василисы. Без труда не вытащить рыбку из пруда. Это кто еще у нас? Вовка. Неохота мне учиться… Мне б сейчас повеселиться. Василисы. Поиграть мы мастерицы! (Ведущая приглашает ребят поиграть). Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок». Ход игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалочкой они выбирают «иголку, нитку, узелок». Все они, друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка, иголка и узелок оторвались друг от друга или не правильно выбежали из круга, то эта группа считаетсяпроигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко и правильно, не отставая друг от друга. Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо, не задерживая, впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг. Василисы. Поиграли, пора и за дело браться. Вовка. Мне учиться неохота. Это не моя забота. Василисы. Вот тогда тебе подсказка: Ты иди в другую сказку, Крикнешь: «Двое из ларца, Одинаковы с лица!» Дашь ты им любой приказ – Все исполнят в тот же час. (Василисы уходят. Появляется ларец) Вовка. Вот заветный тот ларец! Ай, да, Вовка, молодец! Ну-ка, двое из ларца, Одинаковы с лица! Поскорее вылезайте И хозяина встречайте! (Появляются два братца) 1-й братец. Что хозяин наш желает? 2-й братец. И о чем сейчас мечтает? Вовка. Во-первых, мороженое, Конфет и пирожное… 1-й братец. Подожди-подожди (загибает ему пальцы) … Вовка. Вы и пальцы загибать мне будете? Здорово! Торт огромный шоколадный! Вафель, пряников, варенья… Братцы (вместе). Будет сделано сейчас… Ведущая. Надо Вовку выручать… Выходи скорей играть! Подвижная игра «Тетёра». Ход игры: двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением. «Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью. Сама прошла, всех детей перевела, Самого лучшего дитёночка оставила» Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками». (В это время братья подбегают к сундуку и едят сласти). 1-й братец. Ничего вкуснее нету! 2-й братец. Это чудо-угощенье! Вовка. Стоп! Стоп! Вы что! А как же я?.. Братцы. Мы съедим всё за тебя. Вовка. Это что за ерунда! Все съедите за меня? Убирайтесь-ка обратно в ларец! Голодный, несчастный, замученный я! (Появляется печка и предлагает угоститься пирожками). Подвижная игра «Кому пирог?». Ход игры: в центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки: «Бабушка Ненила пирог затворила, В печку ставила, дожидать заставила. Когда, пирог, зарумянишься? Кому, пирог, ты достанешься?» Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «мне!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом». Ведущая. Эй, Вовка, хватит спать, пора за ум браться! У нас есть для тебя подарок книга. Вовка. Да, что-то я заспался! Пора, а то скоро мама придёт. Пойду-ка я лучше почитаю. Спасибо, Вам большое! (Вовка убегает). Ведущая. Вот и закончилось наше путешествие в Тридевятое царство Вологодское государство. Давайте поиграем. Подвижная игра «Хвалебная-величальная» Ход игры: все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают: «Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли: Аннушка- лапушка, Юленька- душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)». Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка. Ведущая. Спасибо вам, ребята, пора и вам возвращаться в группу. Литература:
|