Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр).
Фольклор
Автор: Романова Анна Васильевна Чистякова Ирина Евгеньевна Тутаева Анна Валентиновна   
02.06.2024 01:58

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр).Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр).

Авторы:

  • Чистякова Ирина Евгеньевна (воспитатель)
  • Романова Анна Васильевна (воспитатель)
  • Тутаева Анна Валентиновна (воспитатель)

Управление образования мэрии города Череповца МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 128» (МАДОУ «Детский сад № 128») г.Череповец 2024г.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русской культуры Вологодского края посредством народных подвижных игр.

 

Задачи:

  • закреплять представления детей о фольклоре и народных подвижных играх Вологодского края
  • совершенствовать двигательные навыки: быстроту, ловкость, координационные способности, смекалку
  • воспитывать патриотические чувства, чувства сопережевания и взаимовыручки.

Материалы: украшения для зала в Вологодском народном стиле (платки, заборчик). Атрибуты для персонажей: для мамы-фартук, стол, стул, учебник. Вовка одет в современную одежду, а затем в народную, для девочек-волн-голубые купальники; костюм золотой рыбки; для Василис- народные сарафаны, кокошники, платочки; для двух братцев-народные костюмы, ларец.

Предварительная работа: чтение произведения В. Коростылева «Вовка в Тридевятом царстве». Просмотр одноименного мультфильма. Знакомство с подвижными играми «Царь-Горох», «Бабушка, бабушка» (Вологодская обл, Бабушкинский район), «Иголка, нитка, узелок», «Тетёра», «Кому пирог?», «Хвалебная-величальная».

Действующие лица: ведущая, мама (взрослые), Вовка (ребенок).

Дети подготовительной группы: царь, золотая рыбка, девочки –волны (4), девочки – Василисы (3); два братца из ларца- (2).

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность: 30 минут.

Ход:

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вместе с мальчиком Вовкой отправиться в Вологодское государство, а сначала вспомним народные игры, чтобы помочь ему в путешествии…

Мама.

Вовочка! Поди сюда!

Ох, с тобой одна беда!

С сыном мы устали биться: (обращается к детям)

Не желает он учиться!

Чтоб не тратить время зря,

Начинаем с букваря.

Вовка.

Иду, сейчас!

Что стряслось опять у вас?

Мама.

Ах, сыночек, хватит спать,

Нужно книжку почитать.

Вовка.

Вот ещё была забота!

Нет! Читать мне неохота.

Мама.

Если будешь ты лениться,

Буду на тебя сердиться.

Вовка.

Ладно, ладно, почитаю,

Хоть и без букваря всё знаю.

Что читать по букварю?

Я картинки посмотрю.

Берёт книгу сказок и засыпает. (Мама уходит).

Ведущая.

В некотором царстве,

В Вологодском государстве

Жил да был когда-то царь,

Превеликий государь…

Вовка. Вот бы мне туда попасть…

Ведущая. И случилось чудо-

попал наш Вовка в сказку, прямо к самому царю…

(Появляется царь и начинает красить забор)

Вовка. Эй! Царь! Ты зачем это забор красишь?

Царям не полагается! Царская жизнь-только и делай, что ничего не делай!

Царь.

Царь обязан потрудиться,

Чтоб совсем не облениться!

Скучно без дела сидеть!

Ведущая.

Давайте, ребята, царя позабавим:

В русскую народную

игру поиграем.

Подвижная игра «Царь-Горох».

Ход игры: в игре участвуют не более 5—7 человек. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Играющие, выбрав Царя-Гороха (по считалке) отходят в сторону и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят к подножию «горки», на которой стоит Царь-Горох, со словами: «Здравствуй, Царь-Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь-Горох должен отгадать, что они показывают. Если ему не удалось это сделать, то остальные игроки объясняют смысл своей пантомимы и загадывают новое действие. Если Царь-Горох угадывает, то сбегает с «горки» и догоняет детей. Пойманный становится Царем-Горохом.

Ведущая. Молодцы, ребята!

Царь. Спасибо вам, ребята! По делам идти пора!

(Царь прощается и уходит. Появляются бабушка-старуха с корытом, девочки-волны и золотая рыбка. Рыбка исполняет танец)

Вовка.

Вот и рыбка золотая!

Я желанье загадаю:

Мне варенье подавай!

Ты слыхала? Выполняй!

Золотая рыбка. Это кто еще такой раскомандовался мной?!

Ты невод плел? Ты его три раза забрасывал в воду?

А туда же — подавай, выполняй!

(уплывает)

Ведущая.

Ребята, надо Вовке помогать,

Будем мы в игру играть.

Народная игра «Бабушка, бабушка».

Ход игры: один игрок исполняет роль «бабушки», он садится где-нибудь на стул. Остальные дети подходят к нему со словами «Бабушка, бабушка, можно травки пощипать?». Она отвечает: «Пощиплите, пощиплите, только гроздика (гроздик – перо лука, луковая стрела) не рвите!». Получив разрешение, дети сначала делают вид, что щиплют траву, а затем вдруг кто-нибудькричит: «Бабушка, гроздик! Бабушка, гроздик!». Тут бабушка вскакивает с земли и бежит за детьми. Кого догнала, сажает на свое место.

(Появляются Василисы).

Василисы.

Василисы мы, сестрицы,

На все руки мастерицы.

Если спросит кто совет,

Мы такой дадим ответ:

Только тот живет не тужит,

Кто с наукой крепко дружит.

Вовка. Опять наука-надоело…

Василисы. Без труда не вытащить

рыбку из пруда. Это кто еще у нас?

Вовка.

Неохота мне учиться…

Мне б сейчас повеселиться.

Василисы. Поиграть мы мастерицы!

(Ведущая приглашает ребят поиграть).

Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок».

Ход игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалочкой они выбирают «иголку, нитку, узелок». Все они, друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка, иголка и узелок оторвались друг от друга или не правильно выбежали из круга, то эта группа считаетсяпроигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко и правильно, не отставая друг от друга. Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо, не задерживая, впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Василисы. Поиграли, пора и за дело браться.

Вовка. Мне учиться неохота. Это не моя забота.

Василисы. Вот тогда тебе подсказка:

Ты иди в другую сказку,

Крикнешь: «Двое из ларца,

Одинаковы с лица!»

Дашь ты им любой приказ –

Все исполнят в тот же час.

(Василисы уходят. Появляется ларец)

Вовка.

Вот заветный тот ларец!

Ай, да, Вовка, молодец!

Ну-ка, двое из ларца,

Одинаковы с лица!

Поскорее вылезайте

И хозяина встречайте!

(Появляются два братца)

1-й братец.

Что хозяин наш желает?

2-й братец.

И о чем сейчас мечтает?

Вовка.

Во-первых, мороженое,

Конфет и пирожное…

1-й братец. Подожди-подожди (загибает ему пальцы)

Вовка. Вы и пальцы загибать мне будете?

Здорово! Торт огромный шоколадный!

Вафель, пряников, варенья…

Братцы (вместе). Будет сделано сейчас…

Ведущая.

Надо Вовку выручать…

Выходи скорей играть!

Подвижная игра «Тетёра».

Ход игры: двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением.

«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

Сама прошла, всех детей перевела,

Самого лучшего дитёночка оставила»

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».

(В это время братья подбегают к сундуку и едят сласти).

1-й братец. Ничего вкуснее нету!

2-й братец. Это чудо-угощенье!

Вовка. Стоп! Стоп! Вы что! А как же я?..

Братцы. Мы съедим всё за тебя.

Вовка.

Это что за ерунда!

Все съедите за меня?

Убирайтесь-ка обратно в ларец!

Голодный, несчастный, замученный я!

(Появляется печка и предлагает угоститься пирожками).

Подвижная игра «Кому пирог?».

Ход игры: в центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки:

«Бабушка Ненила пирог затворила,

В печку ставила, дожидать заставила.

Когда, пирог, зарумянишься?

Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «мне!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

Ведущая.

Эй, Вовка, хватит спать, пора за ум браться!

У нас есть для тебя подарок книга.

Вовка. Да, что-то я заспался! Пора, а то скоро мама придёт. Пойду-ка я лучше почитаю. Спасибо, Вам большое!

(Вовка убегает).

Ведущая. Вот и закончилось наше путешествие в Тридевятое царство Вологодское государство. Давайте поиграем.

Подвижная игра «Хвалебная-величальная»

Ход игры: все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают:

«Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли:

Аннушка- лапушка, Юленька- душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)». Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка.

Ведущая. Спасибо вам, ребята, пора и вам возвращаться в группу.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Музыкальная палитра. -2004. -№2.
  3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников/под ред. А.В. Орловой. — Владимир: Академия, 1995.
  4. Касаткина Е.И., Комина Г.В. «Народные игры в детском саду», Издательский центр Вологодского института развития образования, Вологда, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год