Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Роль народной песни и фольклора в формировании у дошкольников чувства патриотизма»
Фольклор
Автор: Земскова Ирина Геннадьевна   
31.05.2024 22:00

Проект «Роль народной песни и фольклора в формировании у дошкольников чувства патриотизма»Проект «Роль народной песни и фольклора в формировании у дошкольников чувства патриотизма»

Выполнила: Земскова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти

Введение.

В наше время очень остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей современной образовательной политики является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к защите своей Родины.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

скачать конспект

Все эти качества формируются с детства. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.

Дошкольный возраст — это важнейший этап формирования личности ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства.

Приобщение ребенка к культуре своего народа имеет большую важность в воспитании маленького гражданина, так как воспитывает уважение и гордость за родную землю, на которой он живёт. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Большими возможностями для развития патриотических качеств ребенка обладает, конечно же, народная песня и фольклор, которая даёт возможность развитию положительных эмоций, чувств, расширяют жизненный опыт ребенка и стимулируют к активной деятельности.

Поэтому целью данного проекта является: определить влияние народной песни и фольклора на развитие патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели определились следующие задачи:

  1. Раскрыть роль русской народной песни и музыкального фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских народных песен и музыкального фольклора, чувство причастности к наследию русского народа.
  3. Обогащать духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями.
  4. Вызвать интерес к истории, обычаям, традициям своего народа.
  5. Воспитывать в душе каждого ребенка чувство красоты, любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу.

Методы и формы реализации проекта.

Методы:

Словесный: беседы; разъяснения; вопросы; чтение стихов во время организации занятий.

Наглядный: показ движений хороводов, народных игр; показ правильного звукоизвлечения в игре на музыкальных инструментах; показ правильного звукообразования, звуковедения и эмоционально-выразительного исполнения народных песен; исполнение музыкальных произведений на фортепиано или использование ТСО.

Практический: слушание музыкальных произведений; исполнение песен, закличек, прибауток и др.; выполнение хороводов, народных танцев; участие в народных играх; игра на музыкальных инструментах; исполнение ролей в играх – драматизациях, спектаклях.

Формы:

  1. Организованная образовательная деятельность.
  2. Организация самостоятельной музыкальной деятельности.
  3. Развлечения.
  4. Досуги.
  5. Театрализованная деятельность.
  6. Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.

Ожидаемые результаты:

  1. Повысился интерес к истории, обычаям, традициям своего народа.
  2. Сформировалось чувство красоты, любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, чувство национальной гордости.
  3. Расширился кругозор детей через использование народного фольклора и народной песни.
  4. Обогатился словарный запас детей.

Этапы работы над проектом.

1 этап – предварительный:

  • диагностирование детей;
  • составление перспективного плана по реализации проекта;
  • подбор репертуара;
  • определение основных этапов и направлений работы по реализации данного проекта с детьми и родителями воспитанников;
  • оснащение педагогического процесса;
  • консультирование родителей;
  • консультирование педагогов.

2 этап – основной:

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

сентябрь

Познакомить детей с потешками, приговорками,

закличками (о животных, о природе, материнской любви, ласке; о частях тела).

Семинар –

практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором».

(рекомендации по заучиванию стишков, потешек, закличек, прибауток с детьми)

Пополнение фонотеки произведений народной музыки. Подбор методической и художественной литературы по теме.

октябрь

Познакомить детей с жанром «Считалки, дразнилки, частушки».

Тематическое мероприятие

«Осень, осень, в гости просим!» (заклички об осени, игровые песни)

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в детском саду»

Оформление фольклорного уголка. Изготовление атрибутов для осеннего развлечения.

ноябрь

Познакомить детей с жанрами народных песен (календарные, свадебные, лирические)

Музыкальная гостиная:

«Русская песня – душа народа» (исполнительская деятельность)

 Консультация «Пойте сами, пойте с нами»

Рекомендации по слушанию и исполнению народных песен с   детьми.

Привлечь к участию в музыкальной гостиной.

Подбор видеоматериала по теме.

декабрь

Познакомить детей с зимними народными играми. Расширять представления о зимних явлениях и приметах.

Игровая фольклорная программа «Здравствуй, Зимушка-зима!»

(зимние народные игры, заклички, песни)

Мастер – класс по изготовлению детских шумовых музыкальных инструментов из бросового материала для развлечений.

Подбор наглядных средств по теме, изготовление лэпбука «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

январь

Познакомить детей с русскими народными 

обычаями, с зимними традициями.

Уточнить представление детей о народном празднике «Рождество», об особенностях празднования. Познакомить с понятием «колядки».

Развлечение: «Святки».

(исполнение колядок, шумовой оркестр, народные игры)

Музыкальный уголок

«Традиции, обычаи, обряды». Православные праздники. Привлечь к изготовлению костюмов ряженых.

Изготовление лэпбука «Русский народный костюм». Пополнение костюмерной народными русскими костюмами.

февраль

Познакомить детей с хороводом (орнаментальным, игровым).

Тематическое занятие

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры».

(Хороводные песни и игры: «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Во поле береза стояла», «Золотые ворота», «Заря-заряница» и др.)

Буклет

«Фольклор – кладезь народной мудрости».

Пополнение картотеки народных хороводных игр.

март

Уточнить представления о народном празднике Масленица. Закреплять с детьми народные песни, пляски, хороводы.

Развлечение «Широкая Масленица»

(игровые народные песни, народные игры, шумовой оркестр, народные танцы)

Папка – передвижка «Народный праздник - Масленица».

Привлечь к участию в развлечении.

Изготовление атрибутов для развлечения.

апрель

Уточнить с детьми представления о народном празднике «Пасха». Отметить традиции празднования.

Игровой досуг «Пасхальные игры» (народные песни, игры, инсценировка сказки» «Теремок»)

Консультация «Роль народной игры в воспитании дошкольников».

Изготовление костюмов и атрибутов к сказке «Теремок».

май

Закреплять с детьми знания о народных песня, играх, хороводах, традициях и т.д. Расширять представления детей о традициях русского народа встречать весну, о русской природе, любви к берёзке – символу России.

Фольклорный досуг

«Весенняя ярмарка»

(заклички, хороводы, пляски, народные игры, шумовой оркестр, инсценировка).

Анкетирование родителей.

Мониторинг творческих способностей детей.

Приобретение или изготовление атрибутов и предметов для игр к игровому досугу.

Оценка результатов и отчетность:

  • обогащается предметно-пространственная среда;
  • дети активно, с интересом, участвуют в играх, хороводах, поют песни; становятся более раскрепощенными;
  • родители и педагоги видят положительное влияние народного фольклора на детей;
  • у детей вырабатывается устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре;
  • дети и родители испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну;
  • приходит понимание, что без русской народнойкультуры невозможно представить мировую цивилизацию.

3 этап – заключительный.

Итоговые мероприятия:

  • «Осень, осень, в гости просим!»
  • «Русская песня – душа народа»
  • «Святки»
  • «В хороводе были мы – лучше русской нет игры».
  • «Широкая Масленица»
  • «Пасхальные игры»
  • «Весенняя ярмарка»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год