Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль хороводных игр в развитии детей дошкольного возраста»
Фольклор
Автор: Потапова Вера Анатольевна   
12.05.2024 15:32

«Роль хороводных игр в развитии детей дошкольного возраста»«Роль хороводных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила: Потапова Вера Анатольевна МБОУ «Белоомутская средняя общеобразовательная школа №1» Дошкольное отделение «Реченька»

Хоровод — древнейший вид народного искусства, часть национальной культуры, в нем мудрость русского народа, его духовная сила, красота родного языка.

В хороводных играх заложен тонкий педагогический смысл, поэтому в руках педагога — это хороший инструмент решения образовательных задач. В хороводе ребенок учится владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, выстраивать совместные действия, проявлять свои мысли, чувства, самостоятельность, соотносить ритм своего движения с движениями других, получает первые образные представления о Родине, её культуре, духовно-нравственные ориентиры.

 

Хороводная игра, коллективная игра, игра в кругу (круг в народе — это оберег) – рассчитана на личное, индивидуальное участие каждого ребенка, содержит минимальное количество правил, что позволяет ребенку вступить в игру без опасений и боязни, получать удовольствие от процесса игры.

Хороводная игра соединяет песню с движением, где игровое действие осуществляется в ритме, словах, ребенок, драматизируя то, о чем поется в песне, выражает различные формы коммуникации:

  • вербальную — через речь
  • невербальную – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы
  • паралингвистическую — тембр, темп голоса, интонацию, паузы.

Хороводная игра решает следующие задачи:

  • формируют у ребенка мотивацию к процессу говорения
  • развивают артикуляционную моторику, темп, ритм, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи
  • пополняют и активизируют словарь
  • совершенствуют грамматический строй, монологическую и диалогическую формы речи
  • развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечное напряжение, формируют правильную осанку
  • обучают способам невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использованию их в практике общения
  • воспитывают внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
  • развивают у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Педагогические условия организации хороводной игры:

  • ознакомление педагога с содержанием игры
  • ознакомление с содержанием, историей игры
  • ознакомление с хороводной песней, ее содержанием
  • проведение словарной работы
  • показ движений.

Задача педагога – дать целостное представление об игре, вызвать у детей интерес, желание играть, поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от предстоящего совместного творческого процесса.

Структура хороводной игры:

  • подготовительная часть
  • основная часть
  • - заключительная часть.

В подготовительной части педагог собирает детей на игру, называет её, создает интерес и мотивирует детей к игре.

В основной части педагог объясняет или напоминает правила игры, распределяет роли, раздает атрибуты, т. е. организует детей на игру и проводит игру.

В заключительной части проводит педагогический анализ игры: отмечает соблюдение правил игры, достижение или не достижение цели, привлекая к анализу детей.

В группах раннего и младшего возраста используются хороводные игры, в основе которых – круг, имитация, а в старших – построение, перестроения.

Ходьба по кругу с имитацией движений животных: «Мишка-косолапый», «Цыплятки» под рифмованные потешки, например «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор» учит детей владеть своим телом, управлять крупной моторикой (идти друг за другом, изображая движения Егора). Имитируя, незаметно для себя, ребенок, сосредотачивается на звуке, воспринимает его, улавливает ритм — слоги, рифмы (Егор, гор, учится слышать и понимать речь, у него развивается слуховое внимание и слуховое восприятие, что создает условия к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.

Игра «Каравай» имеет сюжетную мелодию, учит детей двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону, выполнять движения в соответствии с текстом, побуждает детей подражательной речевой деятельности, расширяет понимание речи и словарный запас (вышины, нижины, каравай).

Подражая, ребенок легко усваивает текст и движения, постепенно начинает подпевать, улавливает ритм, участвует в совместной деятельности, воспринимает музыку, текст, движения в единстве.

Играя в игру «Каравай» к концу года дети учатся правильно согласовывать движения и слова, слаженно двигаться в соответствии с текстом, ритмом и темпом музыки, держать круг.

К 4-5 годам у детей появляется желание петь, а пение – это сложный процесс звукообразования, где происходит координация слуха и голоса. В пении, повторяя слова и фразы в гораздо более приятной форме, дети не осознают того, что через повторение заучивают слова, легко их запоминают, выполняют движения под хоровое пение. Хоровое пение в игре укрепляет голосовой аппарат, тренирует память, вырабатывает правильное звукопроизношение, развивает фонематический слух.

В игре «Ходит Ваня» дети осваивают хороводный шаг — плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой, определяют длительности звуков (кружочка и дружочка- 2 коротких и 1 длинный, двигаются в соответствии с ритмом и темпом музыки, контролируют собственное произношение, учатся делить слова на слоги, понимают, что есть короткие и длинные звуки — слоги.

Хороводная игра специально создавалась как плясовая хороводная, поэтому темп и четкий ритм соответствуют распространенным размерам плясовых песен, учитывает физические возможности детей: успевать и петь, и танцевать. Самым трудным для детей старшего возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность движения в такт музыке.

В игре «За малиной в лес пойдем» дети учатся согласовывать имя существительное с глаголом (мы — пойдем, наберем, упражняются в умении внятно произносить слова с естественной интонацией, что помогает в выразительности речи, употреблять слова и движения в точном соответствии со смыслом.

В хороводе «Как на тоненький ледок» (описание движений) дети самостоятельно поют и двигаются в соответствии с текстом, все живут в едином пространстве и в заданном речевом ритме, на припев увеличивают темп. Рифмы (ледок – снежок — дружок, поспешал – упал) формируют выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движения, учат ориентировке ребенка в звуковой форме языка, дифференциации звуков на слух (ш — ж, с — ш, з — ж, что обеспечивает подвижность артикуляционного аппарата и овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка.

Хороводные игры — неотъемлемая часть образовательного процесса, выступают одним из источников образцов языка высокого качества, развивают слуховое внимание – умение сосредотачиваться на звуке, слуховой памяти, звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Сформированное фонематическое восприятие — основа всей сложной речевой системы, залог четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, овладения грамматическим строем языка, грамотой, успешного освоения навыков письма и чтения. Так же хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам, доступны каждому ребенку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год