Конспект открытого занятия для родителей «Русская матрёшка» с детьми старшего дошкольного возраста |
Фольклор | |||
Автор: Арабачян Ромела Арамаисовна | |||
06.11.2016 14:12 | |||
Конспект открытого занятия для родителей «Русская матрёшка» с детьми старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель: Арабачян Р. А. Ярославль, 2015 Цель: Приобщить детей к культурному наследию родного народа, ознакомить с историей возникновения Матрёшки и её появления на Руси. Формировать представление у детей о разновидностях росписи Матрёшек. Задачи:
Словарь:
Существительные: лиственница, липа, берёза, символ, токарь, роспись. Прилагательные: прекрасный, грустный, скучный, большеголовый, лысый, краснощёкая, расписная. Ход поисково — исследовательской коммуникативной деятельности Воспитатель: Ребята, прошу вас подойти ко мне. (На полу лежит зелёная ткань, на полке рядом цветы и бабочки для каждого ребёнка). В.: Ребята, посмотрите зелёная полянка. Какое у нас настроение, когда мы смотрим на неё? (Грустное, скучное, печальное). Почему? (Потому что полянка пустая, одинокая). Давайте попробуем сделать так, чтобы наша полянка стала весёлой. Дети, вместе с воспитателем, садятся вокруг «полянки». У воспитателя в руках клубочек. Она обматывает конец нитки вокруг пальца и говорит, что бы она сделала, чтобы на полянке стало весело и передаёт клубочек рядом сидящему ребёнку. Ребёнок, берёт клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, и высказывает своё мнение, и так далее, пока клубочек не окажется в руках воспитателя). В.: Ребята мы с вами одно целое, одна большая, дружная семья, мы вместе придумали, как развеселить грустную полянку (украсить цветами, бабочками). Дети украшают «полянку». В.: Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, доброе). Почему? Высказывание детей. В.: Мы с вами очень похожи на нашу полянку. Полянка стала доброй от цветов и бабочек. Мы же становимся добрее от ласковых и добрых слов: Придумано кем – то Доброе утро! И каждый становится 1 этап: Мотивационный. В.: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, на нашей полянка выросли деревья. (На проекторе показывается лиственница, липа, берёза). (Слайд 1). Что интересного мы можем вспомнить и рассказать о деревьях? Рассказы детей из личного опыта. Вывод воспитателя. Берёза, липа и лиственница растут в наших лесах и рядом с нами, на участке детского садика. Берёза и липа — лиственные деревья, а лиственница – хвойное, её хвоинки осенью опадают и быстро появляются новые. Давайте разделим на слоги слова «берёза», «липа», «лиственница». Сколько слогов в каждом слове? На какой звук, начинаются и на какой — заканчиваются названия деревьев? Звуковой анализ слова «берёза». Физкультминутка: Зеленый луг. Расцветает луг зеленый, (Руки в стороны — потянулись) Теплым солнышком согреты 2 этап: постановка проблемной ситуации. На столике удивления дети находят конверт с заданиями, после их выполнения под салфеткой находят Матрёшек.
В.: Посмотрите, нам нужно разгадать и загадку. Алый, шёлковый платочек, Может три, а может шесть. В.: Вот какие красавицы пришли к нам в гости. Интересно, почему, мы с вами говорили о деревьях, а у нас, почему-то оказались Матрёшки, посмотрите какие они. (Дети рассматривают Матрёшки и находят отличие росписи, называют прилагательные). Как вы думаете, почему они оказались у нас? Парное обсуждение детей, перебор мнений. В.: У нас у всех очень разные и интересные мнения, но всё же, как нам узнать точный ответ? Предположения детей. 3 этап: Познавательный рассказ: Матрёшка — старинная русская деревянная игрушка. Её очень любят русские и иностранные туристы. Они увозят с собой матрёшку домой, как память о нашей стране. Матрёшке около ста лет. История появления матрёшки такая: Однажды из Японии привезли игрушку большеголового деревянного японца, Фукурумы. Раскроешь его, а там ещё такая игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (Слайд 2). Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Первую матрёшку из дерева выточил токарь Василий Звёздочкин, художник Сергей Малютин расписал её. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. И назвали её старинным русским именем – Матрёна. И она выглядела вот так, (слайд 3) изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Про матрёшку есть ещё такая загадка: «У меня два отца и ни одной матери». Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивают матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. (Слайды 4, 5, 6, 7). Вот такая интересная история матрёшек. В.: Ребята, узнали мы ответ на интересующий нас вопрос? Ответы детей. В.: Ребята, пока мы с вами искали ответ, наши матрёшки загрустили, как же нам быть? Физкультминутка: Хлопают в ладошки Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево — вправо) В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты налево – направо) Вы похожи словно сёстры. В.: Матрёшек очень любят в России и с мастера с удовольствием их изготавливают. Однако в разных местах матрёшки разные получаются Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. (Слайд 8). Я-Загорская матрёшка Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой. А это — Семёновская Матрёшка. (Слайд 9). Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название — Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке. Из тихого зеленого городка Семёнова. Эта красавица Матрешка из Полхов — Майдана. (Слайд 10). Спелыми и красными. Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка. Ребята, ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек. 4 этап6 В.: Продуктивная деятельность: Аппликация «Красавицы – матрёшки» из бумаги и ткани, украшение картонных матрёшек пластилином и паетками по выбору детей. К работе приглашаются родители. В.: Понравились вам матрёшки? Почему? Высказывания детей. А как можно ласково назвать Матрёну? (Матрёнушка, Матрёшечка). Дети подходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек: цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тряпочки, кусочки ткани, карандаши, фломастеры, салфетки для рук, трафареты, пластилин, бусинки, бисер, пайетки. По желанию, делятся на рабочие группы и начинают работу. В.: Ребята, у нас получились очень яркие, весёлые матрёшки, так и хочется поиграть с ними. Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки». Мы — веселые матрешки – В сарафанах наших пестрых, Хороши у нас одежки, Хоровод водить мы будем, (Дети выполняют движения по тексту). 5 этап: Рефлексия. В.: Что интересного с вами сегодня узнали? Высказывания детей. Какое у нас сейчас настроение? Почему? Ответы детей.
|