Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «История Матрёшки»
Фольклор
Автор: Красова Евгения Васильевна Папельникова Светлана Павловна Скоморохова Ольга Валерьевна   
04.05.2024 16:05

Проект: «История Матрёшки»Проект: «История Матрёшки»

Проект подготовили:

Воспитатели:

  • Папельникова С.П.
  • Скоморохова О.В.
  • Музыкальный руководитель: Красова Е.В.

Департамент Образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа 1519 Дошкольное отделение корпус 9 Москва

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий, информационно — познавательный

Продолжительность: долгосрочный– 7 месяца (сентябрь 2021-март2022)

Актуальность

Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.

 

«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение. В этом большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро» Е.И. Флёрина

Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах — изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Педагогический аспект культуры и искусства понимается не только как возраждение и воссоздания традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Изучая изделия художественного промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров.

Проект «История Матрёшки» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания. Создания единого воспитательного пространства дошкольной образовательной организации и семьи, объединённых общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Новизна проекта:

Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединённых гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Задачи проекта для педагогов:

  • создавать условия для реализации детьми творческо — исследовательского проекта
  • развивать интерес к национальной и исторической культуре
  • формировать целостную картину мира
  • способствовать развитию интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете- матрёшке
  • создавать условия для формирования у детей познавательных и речевых умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения
  • способствовать творческому самовыражению в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, музыкальной, изобразительной)
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Задачи проекта для родителей:

  • принимать активное участие в образовательном процессе
  • оказать помощь в создании музея Матрёшки в группе
  • построить свой образовательный маршрут для совместной деятельности с ребёнком дома (или следовать предложенной рекомендации) по теме «Матрёшка»
  • совместно с ребёнком сделать поделку для выставки по теме «Матрёшка»
  • оказать посильную помощь в сочинении стихов по теме «Матрёшка».

Цель проекта:

  • Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете — Матрёшке.

Задачи:

  • Формировать интерес к культуре своего народа
  • Развивать творческие способности воспитанников через разные виды деятельности
  • Развивать познавательные способности и познавательную деятельность
  • Способствовать взаимодействию детей и родителей в совместном творчестве
  • Формировать навыки исследовательского поведения.

В основу решения задач положены следующие принципы:

  • принцип наглядности
  • принцип последовательности
  • принцип доступности содержания
  • принцип от простого к сложному
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения
  • принцип опоры на интересы детей.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, организация выставки, музея, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Образовательные области:

  • художественно-эстетическое развитие
  • социально – коммуникативное развитие
  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

1 этап (сентябрь, октябрь) — подготовительный

  • составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
  • сбор и накопление материала, изучение литературы
  • организация развивающей предметно-пространственной среды
  • мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
  • беседа с родителями

2 этап (ноябрь, декабрь, январь, февраль) – реализация проекта

  • беседа с детьми о матрёшке.
  • знакомство с историей появления матрёшки
  • знакомство с изготовлением матрёшки
  • чтение художественной литературы
  • познавательно-художественная деятельность с матрёшками
  • художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструирование) по теме «Матрёшка»
  • знакомство с музеями матрёшки
  • знакомство с разными видами росписи матрёшек
  • постановка танца «Матрёшки»
  • подготовка к выставке «Матрёшка своими руками»
  • подготовка к организации музея «Матрёшка»

3 этап (март) – заключительный

  • организация выставки «Матрёшка своими руками»
  • музей в группе «Матрёшка»
  • танец «Матрёшки

Пути реализации проекта:

  • беседа «Откуда матрёшка к нам пришла»
  • беседа «Первыё матрёшки»
  • чтение сказок познавательной, художественной литературы (стихи, потешки, загадки)
  • презентация «История Матрёшки»
  • презентация «Изготовление Матрёшки»
  • презентация «Музей Матрёшки»
  • настольно-печатные игры, пазлы
  • игры драматизации матрёшками
  • изготовление своей матрёшки с помощью родителей
  • подбор экспонатов для музея «Матрёшка»
  • постановка танца «Матрёшки»

Консультации для родителей:

  • «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации. Которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребёнок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детми и взрослыми
  • ребёнок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного, народного, музыкального творчества
  • ребёнок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять жизненный опыт за счёт удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения
  • ребёнок любознательный, активный; проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование.

Использованная литература:

  • Евсеева М.В. Матрёшки: Внучки бабушки Матрёны» СПБ.: Издательство «Антология», 2017
  • Иванова Юлия Матрёшка кукла с секретом, — Москва. Издательский дом «Фома», 2014
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
  • Алекахин Н.Н. Матрёшка ООО Издательство «Народное образлвание», 109144. Москва 1998
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
  • Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. — М., 2007.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.
  • Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. — М., 2007.
  • Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
  • Вохринцева С. Матрёшка Издательство, «Страна Фантазий», 2000
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. — М., 2009.
  • Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М., 1990.
  • Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М., 2004.
  • Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М., 2003.
  • Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. — М., 2013.
  • Берестов В. Матрёшки ООО «Самовар — книги». Москва 1998
  • Матрёшка ООО «Аделаида» 2014
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год