Проект: «История Матрёшки» |
Фольклор | |||
Автор: Красова Евгения Васильевна Папельникова Светлана Павловна Скоморохова Ольга Валерьевна | |||
04.05.2024 16:05 | |||
Проект: «История Матрёшки» Проект подготовили: Воспитатели:
Департамент Образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа 1519 Дошкольное отделение корпус 9 Москва Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Тип проекта: творческий, информационно — познавательный Продолжительность: долгосрочный– 7 месяца (сентябрь 2021-март2022) Актуальность Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение. В этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто — то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро» Е.И. Флёрина Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах — изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Педагогический аспект культуры и искусства понимается не только как возраждение и воссоздания традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Изучая изделия художественного промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров. Проект «История Матрёшки» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания. Создания единого воспитательного пространства дошкольной образовательной организации и семьи, объединённых общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей. Новизна проекта: Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединённых гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Задачи проекта для педагогов:
Задачи проекта для родителей:
Цель проекта:
Задачи:
В основу решения задач положены следующие принципы:
Методы работы с детьми: Практический метод: практические задания, разные виды игр, организация выставки, музея, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта; Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта; Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов, демонстрация мультфильмов и видеофильмов. Образовательные области:
Этапы реализации проекта: 1 этап (сентябрь, октябрь) — подготовительный
2 этап (ноябрь, декабрь, январь, февраль) – реализация проекта
3 этап (март) – заключительный
Пути реализации проекта:
Консультации для родителей:
Ожидаемые результаты: Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации. Которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:
Использованная литература:
|