Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшей группычерез культурные традиции своего народа
Фольклор
Автор: Федорова Анна Александровна   
13.04.2024 08:37

Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшей группычерез культурные традиции своего народаДуховно-нравственное воспитание дошкольников старшей группычерез культурные традиции своего народа

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

Россия, Родина, родной край… В последнее время эти необходимые слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» стали привычными, и мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Развивать у детей понимание культурногонаследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольноговозраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследиюсвоего народа.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольников являетсявоспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.

 

Скачать конспект

Основные задачи воспитания: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания. Поэтому вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Я хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственномувоспитанию детей нашей группы на культурных традициях своего народа. В содержание работы включены несколько блоков, но мы остановимся только на трех: «Сагаалган», «Быт и традиции русского народа», «Богатство русского народного творчества».

I блок «Сагаалган»

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наша работа направлена на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.

В этом блоке хочется отметить интересную интеллектуальную игру «Хаана? Хэзээ? Юундэ?».

Целью былообобщить, систематизировать, закрепить знания детей о бурятской культуре через интеллектуальную игру.

II блок «Быт и традиции русского народа»;

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играютнародные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском садуявляется проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки»; весной— «Масленица», «Пасха».

Мы вместе с детьми исследовали особенности каждого народного праздника. Постарались установить его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Некоторые дети впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традицийи обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.

III блок «Богатство русского народного творчества»

Особую роль в своей работе с детьми мы отвели народному искусству. Продолжили знакомство детей с Дымковской, Городецкой, Хохломской росписью. На полках нашего мини-музея разместились различные предметыприкладного искусства: Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др. Оборудование музея – это начало большой поисковой деятельности детей и родителей. Экспонаты музея они отыскивали и в городских квартирах, и в деревенских домах у родственников.

Очень важно познакомить детей с народными промыслами, декоративной росписью. Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Наша задача дать знания о народных промыслах, об истории и особенностях народной игрушки, различной росписи и вызвать у детей желание создать такую красоту.

Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Ценность народных традиций огромна, т.к. именно традиции являются хранителями народнойкультуры.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год