Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Фольклор Южного Урала»
Фольклор
Автор: Кузьмина Наталья Владимировна   
03.04.2024 19:00

«Фольклор Южного Урала»«Фольклор Южного Урала»

Из опыта работы педагога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 118 п. ПОЛЕВОЙ» (МДОУ «Д/С КВ № 118 п. Полевой») Сосновский район, Челябинская область

Разработал: Воспитатель высшей квалификационной категории Кузьмина Наталья Владимировна Стаж педагогической работы в ДОУ 26 лет 2024 го

“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа” К. Д. Ушинский.

Фольклор, в переводе с английского — "народная мудрость", это народное устное творчество: песни, частушки, прикладное искусство, сказки, танцы, все то, что можно передать из поколения в поколения, накопившую мудрость веков.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди, напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультиках, компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс, включать знакомства с разнообразными видами народного творчества, в том числе русский фольклор и привлекать к этому родителей.

 

Скачать конспект

Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился, с которым связаны его детские годы. Но Родину мало любить, надо знать её секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. От нас педагогов зависит, будут ли наши дети ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и культурным ценностям родного края.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. А народный фольклор обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников.

Поэтому одной из самых актуальных воспитательных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащение словарного запаса детей, развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

Фольклор оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка.

Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Фольклор Южного Урала»

Южный Урал стал своеобразной «фольклорной копилкой», где хранятся произведения устного народного творчества, созданные в разных уголках России, поэтому фольклор Южного Урала так многообразен и насыщен разными традициями.

Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепляет его связь с родной землей, прививает чувство любви к родному краю и патриотизм.

Начала свою работу по самообразованию с диагностики средствами малых форм фольклора на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной, чтобы выявить уровень речевого развития, провести анализ полученных данных;

После проведения анализа, разработала годовой план по ознакомлению детей с фольклором Южного Урала. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество Южного Урала в воспитании детей дошкольного возраста».

Поставила цели:

Развивать познавательные, коммуникативные способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству Южного Урала и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов, привлечь родителей к оформлению развивающей среды в группе и непосредственному участию в совместной исполнительской деятельности.

Поставила задачи:

воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей, эмоциональную отзывчивость; приобщить к фольклору Южного Урала, увлечь народными сюжетами.

Чтобы расширить и обогатить собственные знания о фольклоре Южного Урала, в чем его особенности, я сделала подборку статей из

журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольник», «Ребенок в детском саду»; ресурсов интернета,

чтением разнообразной литературы по Южному Уралу, изучила несколько тем для реализации плана самообразования.

Собрала картотеки фольклора Южного Урала:

  • пальчиковые игры на основе устного народного творчества.
  • загадки, заклички, пестушки, потешки, чистоговорки и скороговорки
  • народные, хороводные игры Южного Урала.
  • создала соответствующую развивающую среду.

В интерьер группы включила элементы русского фольклора: куклы в русских и национальных костюмах, изделия уральских мастеров, различные виды театров, совместно с родителями, собрали небольшую книжную библиотеку.

С детьми проводила дидактические игры:

«Кто заметит больше»?

«Кто расскажет подробнее»?

«А как наоборот»?

«Кто скажет иначе»?

-упражнения- нелепицы:

«Вот это да»?

«Кто как кричит»?

«Что на свете не бывает»?

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют воспитанникам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такимипотешками, как «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса». Я ставила задачу не только разучить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка.

Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала презентации, демонстрировала картинки (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Рассматривая книги с потешками я часто спрашиваю у детей: «Какая книга интереснее? С картинками или без них»? Дети отвечают: с картинками, потому, что смотришь на них, можно догадаться, о чём говорится в книге. Без картинок книжка совсем неинтересна, в ней ничего не понятно.

Дети разучивали потешки с большим интересом.

Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах.

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами придумывать загадки, которые использовались в образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение), в свободной игровой деятельности.

Знакомя детей с устным народным творчеством, я отметила, что народные пословицы, поговорки, приметы, загадки усваиваются детьми тогда, когда содержание их отражает близкие им явления.

Особое место в своей работе я отвела сказам уральского фольклориста — Павла Петровича Бажова, который написал множество сказок для детей.

К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком, они очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Также детей знакомлю со сказками и легендами писателей Южного Урала:

Евгений Пермяк «Легенда об озере ТУРГОЯК»

Юрий Подкорытов «Легенда об озере ЗЮРАТКУЛЬ»

Андрей Яншин «СказкаО ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ»

Сказу можно рассказывать, показывать, читать, драматизировать, пересказывать. Всё это даёт огромные возможности развития детской речи, мышления, творчества во всех направлениях. Выразительное чтение сказов педагогом, даёт возможность детям погрузится в сюжет сказки, её колорит. Дети перенимают приёмы интонирования. Все эти приёмы мною активно используются.

Дети с удовольствием обыгрывают сказки с помощью кукольных, пальчиковых театров и сами становятся артистами. В группе создан театральный уголок, которым ребята с удовольствием пользуются, разыгрывая вновь и вновь знакомые и новые сюжеты.

Часто применяю приём, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогает детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

С учётом демографических данных на Южном Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители русской, башкирской и татарской национальности. В рамках реализации программно-методического комплекса "Наш дом — Южный Урал" игры народов Южного Урала необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессе. Многие из игр являются играми нашего детства. Они прошли испытание временем и до сих пор актуальны.

В старшем дошкольном возрасте я использую все виды народных игр. Дети умеют играть в народные игры самостоятельно. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие водящие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения.

Народные подвижные и хороводные игры мы используем на прогулках, на занятиях физкультурой, на праздниках и развлечениях.

Дети активно привлекаются и являются активными участниками народных праздников, в сценарии которых включают игры народов Южного Урала.

С целью развития речи детей я в своей работе использую чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: «Угадай какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».

В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.

Практически все формы фольклора помогают мне сделать познавательные процессы ребят более красочными. Именно устное народное творчество в полной мере передаёт любовь народа к природе и благодарность за её дары. Добрые, уменьшительно-ласкательные формы слова в произведении учат относится бережно к природе, например воде, потому что в прибаутке или потешке мы её называем водичка (интуитивно понимаем, что она беззащитная, требует заботы); к вещам (рукавичка, сапожки и т. п.).

В процессе образовательной деятельности малые формы фольклора трудно заменить. Меткие высказывания позволяют настроить ребят на познавательную деятельность, переключить внимание, а так же тематические произведения вносят особый колорит и передают знания в интересной, понятной форме.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения.

Ведь знакомство с национальной культурой будет не полным, если в нём не затронуты праздники. Организация, в том числе народных праздников предусматривает как раз обобщение полученных знаний в ходе познавательной и игровой деятельности.

Участие в народных традиционных праздниках, даёт детям возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья ( «Святки», «Масленица», «Русские богатыри», «Праздник березки» и др., а также познакомиться с новыми традициями, обычаями и праздниками.

Народные песни и танцы, частушки, заклички, колядки с удовольствием исполняются детьми.

Они позволяют познакомить детей не только с народными традициями и обрядами, но и усвоить ход времени, природные процессы, необратимо идущие друг за другом (Святочные игры и колядки, заклички солнышка и развлечения на Масленицу, заклички весны и жаворонков на Сороки, на Троицу песни и хороводы около берёзки и т. д).

Широкие возможности для достижения поставленных целей предоставляет проектная деятельность. Мною реализован проект «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», который позволил познакомить ребят с формами фольклора, а так же всесторонне развить детскую речь.

В текущем учебном году реализован проект «Мой дом-Южный Урал», в ходе которого мы постарались более детально познакомиться с разнообразием народов нашего региона их национальными костюмами, а так же народными промыслами Южного Урала.

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности:

-проведены квест-игры «Семь чудес света», «В гости к Хозяйке Медной горы»

-для детей организовывала виртуальные экскурсии по Южному Уралу, где дети знакомились не только с фольклором Южного Урала, но и с природой, бытом и народом Южного Урала. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.

Моя работа состояла в том, что я рассказывала текст (с использованием презентаций, иллюстраций, демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры — драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий.

Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). Дети стали менее агрессивны, собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С родителями я проводила беседы, мастер класс, групповые собрания,

оформление папки – передвижки «Говорят наши дети», «Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения», консультации на тему: «Фольклор Южного Урала как средство развития речи детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша».

В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки»,

«Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества».

Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки», «Наши сказки».

Для повышения речевой активности у детей по устному — народному творчеству совместно с родителями созданы пальчиковые, настольные, варежковые театры.

Родители стали участвовать во всех фольклорных, праздниках, развлечениях.

В ходе работы с различными формами фольклора я отметила, что:

ребята интересуются традициями своих семей у родителей, и приходя в группу обсуждают, делятся, задают вопросы. Наличие в группе представителей других национальностей внесло разнообразие в общую картину традиций и повысило интерес к культуре разных народов.

В речи всё больше появляются поговорки и пословицы;

быстрее и легче происходит процесс установления причинно- следственных связей и анализа; ребята, научились наблюдать (в том числе за природой, замечать детали, улавливать смысл; получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу.

Для меня как педагога работа по развитию детей при помощи фольклора и народной культуройпомогла совершенствовать свои творческие способности, накопить теоретический и практический опыт решения проблем, сделать родителей более активными участниками образовательного процесса.

Регулярно пополняю свой мини-кабинет методическими, развивающими, дидактическими, наглядными материалами.

Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях, мастер – классах для педагогов и родителей, круглых столах, праздниках и развлечениях.

Педагогам младших групп дала рекомендации по использованию потешек в режимных моментах.

Продолжаю работать по самообразованию, по поиску новых, нестандартных форм работы по данной теме, по повышению квалификации через аттестацию и обучение.

Принимаю участие в работе педагогических интернет сообществ: с целью обмена опытом публикую методические разработки на данную тематику на сайтах Maam. ru, Инфо урок.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в воспитательно – образовательный процесс фольклора, приводит к качественному результату и делает этот процессинтересным и непринуждённым.

Народная культура предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Именно народная культура поможет нам вырастить поколение высоко нравственныхличностей, способных мыслить адекватно и находить не стандартные решения, опираясь на мудрость прошлых поколений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год