Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной куклы»
Фольклор
Автор: Шенкель Наталья Абрамовна   
01.04.2024 21:00

Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной куклы»Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной куклы»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»

Шенкель Наталья Абрамовна, воспитатель СП «Детский сад «Звонкие голоса» ГБОУ ООШ № 9, г. Новокуйбышевска

Введение:

Изменения, происходя в общественной и экономических сферах, всегда затрагивают культурную жизнь общества. И вносят что-то новое в процессе воспитания и образования.

Народные фольклор и искусство всегда отражает историческое и культурное наследие любого народа и активно влияют на формирование личности, воспитывает любовь к родине, являются основой для художественного творчества. [4, 7-8]

 

Скачать презентацию

Работая с детьми дошкольного возраста по проблеме духовно-нравственного воспитания при ознакомлении их с русской народной сказкой, а затем – с былиной, мы невольно обратили свое внимание на традиционную русскую тряпичную куклу. Эта тема показалась нам не просто интересной, а познавательной в первую очередь для самих педагогов. Так как сегодня главной задачей детского сада является воспитание детей в национальных традициях и «закладывание в них основ духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией». [5, 4-5]

Отсюда, как нам кажется, следует важная проблема: пробудить в педагогах ДОУ желание приобщиться к народной культуре, быть эстетически развитой личностью и научить этому своих воспитанников.

Актуальность мастер — класса: желание узнать, какой же была народная игрушка, что она значила. Наше стремление знать, помнить прошлое своего народа. А также сохранение, восстановление подлинного русского искусства, является одной из наиболее важных задач и проблем современной педагогики.

Была поставлена цель мастер-класса:

Пробудить интерес педагогов ДОУ к традиционной народной кукле;

Задачи исследования:

Изучить виды русской народной куклы;

Изучение технологии изготовления народной куклы.

В научной педагогической литературе обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в воспитательно-образовательной работе и дает возможность максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.

По утверждению А.И. Лазарева, А.И. Арнольдова, В.М. Семенова и др. приобщение к национальной культуре становится наиболее проблемным педагогическим вопросом современности. Так как любой народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремиться перенести их в будущее, чтобы не потерять национальной самобытности. [1]

Приобщение к традициям народа очень значило в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума (В. П. Зеньковский, В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев) он будет осваивать, сохранять, развивать и передавать наследие этноса через включение в социальную активность и в культуру. [3]

Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной куклы»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении русской народной куклы.

Задачи:

Познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол;

Побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью;

Вызвать интерес и желание педагогов применять полученные практические умения в своей деятельности;

Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления русской народной куклы из лоскутков;

Создать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Планируемый результат:

Изготовление русской народной куклы из лоскутков;

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности;

Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол;

Оборудование: Аудиозапись русских народных песен, видеоматериал: презентация «Изготовление народной куклы», компьютер и видеотехника с экраном; белая ткань, цветная ткань, шерстяные нитки.

План мастер-класса

  1. Мотивационно-побудительный этап.
  2. Организационно-поисковый этап.
  3. Викторина для педагогов.
  4. Введение в тему.
  5. Презентация «Изготовление народной куклы».
  6. Практическая часть «Технология изготовления русской тряпичной куклы».
  7. Рефлексивно-корригирующий этап.

Практическая значимость: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, Содержание организационной деятельности:

1. Мотивационно-побудительный этап.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! «Уж вы, девицы — то распрекрасные, Краше вас свет не видывал! Поглядеть на вас — глаз не отвести. Мы собрали вас, чтоб напомнить всем О культуре Руси, о традициях, О родимой — то о сторонушке. Чтобы вы знаньями управляли бы, Да детишкам всем неразумненьким Их в головушку все бы вкладывали. Уж послушайте вы меня, девицы-красные, вразумите мои речи:

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.

1. Викторина для педагогов.

А вот как знаете вы историю нашей страны, ее народные праздники, обычаи — мы сейчас узнаем:

Назовите самый короткий народный праздник на Руси (ночь на Ивана Купалу);

На какой праздник пекли печенье «Козульки»? (на Новый Год);

Символом какого праздника является береза? (Троица);

Какой языческий праздник связала молва с кошачьим аппетитом? (Масленица — «Не все коту масленица, будет и великий пост);

Когда, по народным преданьям, цветет папоротник? (в ночь на Ивана Купалу);

Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба);

Как назывался на Руси теплый напиток из трав с медом (сбитень);

Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, женские изделия и «узорочье». Что это такое? (украшенья);

Как назывался русский сосуд самобытной формы для питья, силуэтом напоминающий плывучую птицу? (ковш);

Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град);

Сколько времени длился богатырский сон (3 дня и 3 ночи);

Каким музыкальным инструментом владел русский богатырь Садко? (Гусли);

Подведение итогов викторины.

1. Введение в тему.

Вот и есть начало нашей встречи, наших посиделок. А доброе начало — как говорится, половина дела.

В былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сестры, бабушки, а детей обучали специально традиционным приемам изготовления куклы. И уже к пяти годам простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготовлять куклу уже с трехлетнего возраста. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет ее жизнь.

1. А сейчас давайте посмотрим какие куклы были на Руси и с какой целью их мастерили.

Презентация «Изготовление народной куклы»

Слайд 1-3

История и портрет куклы Северная Берегиня.

Эту куклу с давних времен люди мастерили как оберег своего дома, поэтому всегда ставили в северный угол избы, напротив входной двери, чтобы она встречала входящих и не пускала в дом злые силы. Отсюда кукла и получила свое название. Берегиня – от слова оберегать, помещается в северном углу избы, поэтому Северная. Люди верили, что эта кукла охраняет дом и его жильцов, приносит здоровье, благополучие и удачу. Число 7 считается счастливым, поэтому куклу делают из семи лоскутков разного цвета. При изготовлении оберегов нельзя использовать колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань и нитки рвут руками. На голову Берегине обычно повязывают платок красного цвета, который также считается обережным.

Слайд 4

Кукла Кувадка или Куватка – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (примерно за две недели) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы и младенца. Позже кукол стали укладывать в люльки и подвешивали над колыбелями целыми хороводами или гроздьями. Кувадки служили первыми игрушками младенцев. Каждая кукла — небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности и служит отличным средством для изучения народного костюма. И самое главное куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, ее «жизнь», слова, поведение. Учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли, познает мир, так незаметно происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о духовном и материальном мире.

Практическая часть «Изготовление народной куклы».

Последовательность работы изготовления куклы.

Слайд 5 Подбираем материалы,

Слайд 6 Отмеряем лоскутки

Слайд 7 Подбираем лоскутки по цвету

Слайд 8. Сгибаем стопку деталей пополам, формируем голову куклы с помощью ниток.

Слайд 9.Для конструирования кукол, были взяты лоскутки разного цвета, которые красиво сочетаются друг с другом.

Вставить руки под голову, перевязать туловище от шеи крест-накрест. «Одеваем» куклу:

заплести косы; из цветных лоскутков свернуть юбочку;

сделать рубашку (или сарафан) из квадратного куска ткани, сложенного по диагонали;

надеть на голову платок.

В нашем детском саду была организована выставка кукол, совместно с воспитанниками и родителями.

2. Рефлексивно-корригирующий этап

Кукла у Наташи, Не отыщешь крашеСвернута из тряпки Руки — словно лапки,

Глазки — пара точек, А лицо — комочек.

Но Наташа любит, Нежит и голубит, И целует в щечки. Маленькую дочку»

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Понравились ли вам наши «посиделки»?

Посмотритекаких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед.

А на прощанье хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет — самый почитаемый на Руси.

Вывод.

Очень важно у современного педагога формировать уважение к традициям русского народа, позитивное отношение к ним, желание сохранять их и донести до детей то, что они являются представителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, патриотами.

В результате своей работы мы познакомили педагогов с навыками работы с текстильным материалом, создавая свою тряпичную куклу. Побудили их самостоятельно создавать художественные изделия в традиционных народных традициях и приобщать к этому детей. Решив поставленные задачи, мы достигли цели нашего мастер – класса.

Мы уверены, что искусство традиционной народной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии, как одного из символов России.

Литература

  1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, 2007. — 120 с.
  2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.
  3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. -сост. В.Н. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2013 — 166 с.
  4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла — СПб, Паритет, 2003 — 240 с.
  5. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры (В. В. Малова — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013 -351 с.
  6. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009.
  7. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь.
  8. Юкина Л. «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» ФСТ-Пресс 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год