«Экскурсия в горницу» занятие для детей 6-7 лет. |
Фольклор | |||
Автор: Беспалова Евгения Ивановна | |||
06.03.2024 05:38 | |||
«Экскурсия в горницу» занятие для детей 6-7 лет. Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Задачи:
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Форма занятия: экскурсия
Методы: словесный, познавательный, игровой. Воспитатель входит в группу в русском народном костюме -Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Евгения Ивановна. Посмотрите какой красивый наряд я сегодня надела. Вам он нравится? (ответ детей). Это праздничный, русский народный костюм. Когда-то, давным – давно, ваши прабабушки и прадедушки носили такие наряды. А еще наши прадедушки и прабабушки жили в избах. -Как вы думаете, что такое изба? (дом) -Для чего нам нужен дом? (можно спрятаться от холода и непогоды, диких зверей. -Ребята, хотите увидеть, как в старину жили люди на Руси, и какими предметами быта пользовались? Я приглашаю вас на экскурсию. (Подходим к месту с экспонатами мини –музея) -Ребята, вы уже знаете, что раньше на Руси люди жили в деревянных избах. -Главной комнатой в избе была горница. Ее мы сейчас с вами и видим. Посмотрите, как красиво, уютно в нашей горнице! -Важным местом в горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей) -Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол с лавками, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими яствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша». -А что еще в русской избе было самым важным, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку -Из кирпича, да не дом -Греет, да не шуба
-Пирогами угощает (ответ детей) -Печь — это сердце дома. Для чего нужна печь? -Она кормила семью, обогревала дом. На ней спали, сушили одежду. -Печь – это деревенская кормилица. -Что готовили хозяюшки, в русской печи? (ответы) щи, кашу, картошку, пироги и хлеб. -В чем, готовят еду ваши мамы? (ответ детей) -Раньше кастрюль не было и еду готовили в чугунках. Голыми руками чугунок из раскаленной печи не вытащишь и тут нашим хозяюшкам помогал ухват. С его помощью она ставила в печь и доставала из нее чугунок. Вот так. -Кто самый смелый? Подходи, пробуй. -Настоящий чугунок очень тяжелый, т.к. сделан из особого металла-чугуна, который мог выдержать любой огонь. Почувствуйте, какой он тяжелый (дети передают друг другу чугунок, а в нем лежит картошка). -Ребята, заметили, что лежит в чугунке? (картошка) -Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Горячая картошка» (Встаем вокруг половика, под музыку быстро передаем картошку, у кого по окончанию музыки останется картошка, тот показывает танц. движения, а все повторяют.) -Чтобы можно было приготовить в печке еду, ее надо было топить. -Интересно, чем топили печь? (березовыми, ольховыми дровами). -Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печки стал часто встречаться в русских сказках. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей). (Гуси-лебеди, По щучьему велению, Колобок, Козлята и волк) -А еще за печкой, в темном углу под трубой живет? Кто? Как вы думаете? (ответы детей)
Добрый, милый Домовенок! Бережет наш славный дом, Счастье охраняет в нем! -Как вы думаете, почему он сидит в лапте? В старину на Руси в новую избу вместе с людьми переезжал и домовой-его везли в поношенном лапте, чтобы он охранял новую избу и оберегал от несчастий и неприятностей его хозяев. -Место между печью и стеной избы называли «бабий кут» или куток (угол). Здесь хозяйка избы пряла вот на такой прялке, да шила на всю большую семью. А рядом на половике под ее присмотром играли дети в игрушки, сделанные из дерева. Игра «Чудесный мешочек». -Я предлагаю и вам поиграть в деревянные игрушки. Садитесь вокруг половика. -У меня есть чудесный мешочек, в котором спрятались игрушки. В одну руку берете игрушку, которая вам понравилась, а другой рукой в мешочке на ощупь ищете ей пару, т.есть такую же игрушку. -Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в «Русской горнице». -А Домовому интересно узнать встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились и стали современными, а суть осталась преженей? Поиграем? Дидактическая игра «Найди пару» -Вам нужно подумать и положить свою карточку у соответствующего предмета старины. Например: сейчас лампочка, а раньше была лучина (по одному) -Ребята, не один домовой оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. -Вот вам загадка: -Есть примета у людей -Чтоб с успехом сладить -Взять обувку лошадей -Над дверьми приладить! Может быть вам известно, что вешали над входной дверью избы? (Ответы детей) Продуктивная деятельность. -В старину было принято: чтобы счастье, благополучие и удача не вытекали из дома, над входной дверью, обязательно рожками вверх вешали подкову. -Я предлагаю, вам, ребята, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме! -Проходите за столы. (Лепка из солёного теста и украшение подковы). Пальчиковая гимнастика «Ну-ка братцы, за работу» Ну –ка, братцы, за работу, Покажи свою работу Ритмично сжимают и разжимают кулачок Большаку дрова рубить Разгибают большой палец Печь вот этому топить Разгибают указательный палец А тебе воду носить Разгибают средний палец А тебе обед варить Разгибают безымянный палец А тебе посуду мыть Разгибают мизинец А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. Энергично шевелят пальцам, хлопают в ладоши -Ребята, что вам запомнилось? -Что понравилось? А для чего мы это делали? (ответы детей) -Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!
|