Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экскурсия в историко – краеведческий музей «История Донцов».
Фольклор
Автор: Абдуллаева Марина Владимировна   
01.03.2024 10:18

Экскурсия в историко – краеведческий музей «История Донцов».Экскурсия в историко – краеведческий музей «История Донцов».

Подготовил: музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №7 «Жемчужинка», Ростовской области, станицы Егорлыкской Абдуллаева Марина Владимировна

«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

Цель: развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

Задачи:

  • формировать представление о музее, его функциях и возможностях, а также интерес к познанию окружающего мира;
  • развивать художественные навыки и творческие способности у детей, исследовательские умения и навыки;
  • создавать условия для развития визуальной культуры;
  • увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
  • расширять кругозор и знания о мире;
  • прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.

В фойе встречаем гостей с караваем.

 

Скачать конспект

ВАНЯ: Здорово дневали, гости дорогие!

Исполняется казачья песня «Ой вы, гости долгожданные».

ВАНЯ: Приглашаем вас в наш музей казачества «История Донцов»!

Провожают гостей по лестнице в музей.

Звучит музыка, дети занимают места, читают стихи:

1. Ксюша:

Средь донских степных полей

И высоких ковылей,

Где Тихий Дон берет начало,

Берет начало этот сказ…

2. Настя:

Дон течет там величавый,

Полон дум он и былин!

Сколько подвигов славных

Видел он, исполин!

3. Ваня:

Воды тихие катят

Плавно, точно на юг,

Где станичные хаты,

Казаки там живут.

СОНЯ: А живем мы в куренях. Курень- дом казаков. Строился он из глины и соломы, крыша была из камыша, а окна украшались красивыми ставнями, казачки каждый вечер их закрывали.

ВАНЯ: Приглашаем вас, гостюшки дорогие, в курень, а курень начинался с сеней, прихожей.

АРТЕМ: Здесь располагались охотничьи и рыболовные снасти, кладовая и ведро с водой, полотенцем. (Моет руки, я сливаю воду). Верхнюю одежду и обувь казаки так же снимали в сенях.

ВАНЯ: Это казачья форма: головной убор (фуражка и папаха), а это рубашка и синие штаны с красными лампасами, чёрные сапоги. А главное оружие казаков, шашку и нагайку, носили за поясом.

АРТЕМ: Казаки всегда следили за своим внешним видом, поэтому казачки гладили вещи чугунным утюгом. Но прежде, чем погладить, нужно было поставить утюг на горячую печку, раскалить его и только потом приступать к глажке.

Музыкальный руководитель (М. Р.): А еще раньше бельё не гладили — его разминали и раскатывали до тех пор, пока оно не становилось мягким. Для этого использовали предмет, без которого не обходилась ни одна хозяйка: рубель. Его ребристая поверхность разминала жёсткую и грубую ткань, разглаживая «морщины». В быту рубель использовался не только как предмет для глажки, иногда его применяли во время стирки, а по мере развития ремесел — для выделки кожи и валяния обуви (валенок). Позже он стал музыкальным инструментом. Сегодня рубель можно увидеть только на выставках в музеях, в нашем мини- музее казачьих инструментов он тоже имеется!

АРТЕМ: Это сундук и прялка. Пря́лка — это устройство для прядения нити или пряжи из волокон.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

В сундуке же хранили вещи, ценные бумаги и приданное для будущих невест. (Настя надевает платок, слышится плачь ребенка, она идет его укачивать).

М.Р.: А иногда на сундуке размещались на ночлег, когда кроватей в доме не хватало.

НАСТЯ (стоит у колыбели):

В каждой казачьей семье былаколыбель, её подвешивали к потолку и накрывали шатром из покрывала, которое защищало от злых глаз и назойливых мух, комаров.

Исполняется «Казачья колыбельная».

Ксюша: Соседка, ты самовар топила?

Настя: Да вскипел уж! Заходи на часок, погутарим!

Выпей чайку – забудешь тоску.

Ксюша: Слыхала, вчерась вы с кумом песню спевали? Аж дух захватило, так понравилось!

Настя: Да полно те! То пол мыла, чугунки руками чистила, устала…Вот и отдохнули после вечери с песнею.

Ксюша: Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу, соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных нажарю, ухи сварю, пироги с яйцом, картошкой испеку!

Настя: А я уже, соседушка, отстряпалась: пироги с капустой, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом да морковкой!

Ксюша: Ай, соседушка, настоящая хозяйка! Даже ручки у чайника и чашек чистые! И ложки-то какие расписные!

(Мальчики берут ложки, входят в курень, Соня заходит с трещеткой).

Соня: Самовар кипит – уходить не велит.

Настя: Самовар на столе, пышки и ватрушки,

Так споем же под чаек чайные частушки!

Исполняются «Чайные частушки».

1. Чай, чай, выручай,

Выручай, скорее!

Нынче ноги промочила,

Кто меня согреет?!

2. Я люблю Наташечку,

Подарю ей чашечку.

Буду в гости к ней ходить

И чаек из чашки пить!

3. А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила-

Накухарничала!

4. Я подруженьку свою

Трудиться не заставлю:

Сам ватрушек напеку,

Самовар поставлю!

5. Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Ваня: За чаем – не скучаем, по шесть чашек выпиваем.

М.р.: Да, ребята, донские казаки любили пить чай и кофе, который привозили из военных походов.

Обратите внимание, на столе стоит пасхальный кулич и крашенные яйца, а это значит, что казаки были глубоко верующими людьми, поэтому каждая казачья семья имела Красный угол, в котором располагались иконы, как правило, это была икона Николая Чудотворца.

ВАНЯ: Приглашаем Вас, гостюшки дорогие, в наше казачье подворье.

(Мальчики берут колышки и ножички, стругают колышки, сев на лавку).

Проводится игра «Колышки»

( «Я на камушке сижу» р. н. м.):

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

Девочки-казачки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий: Кума, кума, продай колышки!

- Купи!

- А что стоит?

- Кочан капусты, веник да рубль денег.

- Ну, по рукам, да в баню!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Вдруг Ваня падает на землю…

Соня (обиженно): Раз, два, раз, два

И закончилась игра!

Настя: Ой, батюшки, замарался-то как, скидавай рубаху, стирать буду!

(Настя помогает подняться Ване и ведет в курень, переодеться).

М.р.: Стиральных машин у казаков не было… стирали в корыте с помощью доски для стирки.

КСЮША: Водопровода тоже не было, воду носили из колодца. Колодец был не в каждом дворе, а помогало казачке вот это коромысло, его одевали на плечи и носили сразу по два ведра. (Показывает.)

Артем: Какими сильными были казачки!

М.р.: Да, все домашнее хозяйство вели именно женщины, в то время, как мужчины были воинами, они защищали донскую землю и свою семью от неприятельских набегов.

(Дети идут в музей за инструментами, готовятся к оркестру).

М.р.: В нашем музее оформлено также несколько экспозиций.

-Народно-прикладного детского творчества. Эти работы сделаны руками наших дошкольников.

-Казачья кухня. Здесь вы можете увидеть посуду и блюда, бытовавшие у казаков.

-Военная экспозиция. Во все времена существовали войны…это –экспозиция-памяти.

-Мини-музей музей в музее) казачьих музыкальных инструментов. Мы с детьми часто пользуемся ими на занятиях и праздниках.

Эй, ребята- музыканты,

Покажи свои таланты!

ОРЕСТР исполняет казачью мелодию «Во горенке».

М.р.: Гости дорогие, над дверями нашего музея висит подкова.

Существует старинное казачье поверье: кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Мы с казачатами желаем вам и вашим семьям счастья, достатка и процветания. И предлагаем, передавая подкову, высказаться о нашей экскурсии.

На память мы дарим вам эти буклеты и приглашаем на чай с баранками да пряниками.

Экскурсия также проводилась в рамках плана преемственности между ДОУ и школой. Встреча получилась очень интересной и познавательной для школьников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год