Экскурсия в историко – краеведческий музей «История Донцов». |
Фольклор | |||
Автор: Абдуллаева Марина Владимировна | |||
01.03.2024 10:18 | |||
Экскурсия в историко – краеведческий музей «История Донцов». Подготовил: музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №7 «Жемчужинка», Ростовской области, станицы Егорлыкской Абдуллаева Марина Владимировна «Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». Ф. Дзери. Цель: развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики. Задачи:
В фойе встречаем гостей с караваем.
ВАНЯ: Здорово дневали, гости дорогие! Исполняется казачья песня «Ой вы, гости долгожданные». ВАНЯ: Приглашаем вас в наш музей казачества «История Донцов»! Провожают гостей по лестнице в музей. Звучит музыка, дети занимают места, читают стихи: 1. Ксюша: Средь донских степных полей И высоких ковылей, Где Тихий Дон берет начало, Берет начало этот сказ… 2. Настя: Дон течет там величавый, Полон дум он и былин! Сколько подвигов славных Видел он, исполин! 3. Ваня: Воды тихие катят Плавно, точно на юг, Где станичные хаты, Казаки там живут. СОНЯ: А живем мы в куренях. Курень- дом казаков. Строился он из глины и соломы, крыша была из камыша, а окна украшались красивыми ставнями, казачки каждый вечер их закрывали. ВАНЯ: Приглашаем вас, гостюшки дорогие, в курень, а курень начинался с сеней, прихожей. АРТЕМ: Здесь располагались охотничьи и рыболовные снасти, кладовая и ведро с водой, полотенцем. (Моет руки, я сливаю воду). Верхнюю одежду и обувь казаки так же снимали в сенях. ВАНЯ: Это казачья форма: головной убор (фуражка и папаха), а это рубашка и синие штаны с красными лампасами, чёрные сапоги. А главное оружие казаков, шашку и нагайку, носили за поясом. АРТЕМ: Казаки всегда следили за своим внешним видом, поэтому казачки гладили вещи чугунным утюгом. Но прежде, чем погладить, нужно было поставить утюг на горячую печку, раскалить его и только потом приступать к глажке. Музыкальный руководитель (М. Р.): А еще раньше бельё не гладили — его разминали и раскатывали до тех пор, пока оно не становилось мягким. Для этого использовали предмет, без которого не обходилась ни одна хозяйка: рубель. Его ребристая поверхность разминала жёсткую и грубую ткань, разглаживая «морщины». В быту рубель использовался не только как предмет для глажки, иногда его применяли во время стирки, а по мере развития ремесел — для выделки кожи и валяния обуви (валенок). Позже он стал музыкальным инструментом. Сегодня рубель можно увидеть только на выставках в музеях, в нашем мини- музее казачьих инструментов он тоже имеется! АРТЕМ: Это сундук и прялка. Пря́лка — это устройство для прядения нити или пряжи из волокон. Женские руки к ней прикасались, Пряжу крутили, веретено. Прабабушки наши пряли, старались, Чтобы красивым соткать полотно. В сундуке же хранили вещи, ценные бумаги и приданное для будущих невест. (Настя надевает платок, слышится плачь ребенка, она идет его укачивать). М.Р.: А иногда на сундуке размещались на ночлег, когда кроватей в доме не хватало. НАСТЯ (стоит у колыбели): В каждой казачьей семье былаколыбель, её подвешивали к потолку и накрывали шатром из покрывала, которое защищало от злых глаз и назойливых мух, комаров. Исполняется «Казачья колыбельная». Ксюша: Соседка, ты самовар топила? Настя: Да вскипел уж! Заходи на часок, погутарим! Выпей чайку – забудешь тоску. Ксюша: Слыхала, вчерась вы с кумом песню спевали? Аж дух захватило, так понравилось! Настя: Да полно те! То пол мыла, чугунки руками чистила, устала…Вот и отдохнули после вечери с песнею. Ксюша: Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу, соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных нажарю, ухи сварю, пироги с яйцом, картошкой испеку! Настя: А я уже, соседушка, отстряпалась: пироги с капустой, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом да морковкой! Ксюша: Ай, соседушка, настоящая хозяйка! Даже ручки у чайника и чашек чистые! И ложки-то какие расписные! (Мальчики берут ложки, входят в курень, Соня заходит с трещеткой). Соня: Самовар кипит – уходить не велит. Настя: Самовар на столе, пышки и ватрушки, Так споем же под чаек чайные частушки! Исполняются «Чайные частушки». 1. Чай, чай, выручай, Выручай, скорее! Нынче ноги промочила, Кто меня согреет?! 2. Я люблю Наташечку, Подарю ей чашечку. Буду в гости к ней ходить И чаек из чашки пить! 3. А я чайничала, Самоварничала, Всю посуду перебила- Накухарничала! 4. Я подруженьку свою Трудиться не заставлю: Сам ватрушек напеку, Самовар поставлю! 5. Самовар пыхтит, искрится, Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой! Ваня: За чаем – не скучаем, по шесть чашек выпиваем. М.р.: Да, ребята, донские казаки любили пить чай и кофе, который привозили из военных походов. Обратите внимание, на столе стоит пасхальный кулич и крашенные яйца, а это значит, что казаки были глубоко верующими людьми, поэтому каждая казачья семья имела Красный угол, в котором располагались иконы, как правило, это была икона Николая Чудотворца. ВАНЯ: Приглашаем Вас, гостюшки дорогие, в наше казачье подворье. (Мальчики берут колышки и ножички, стругают колышки, сев на лавку). Проводится игра «Колышки» ( «Я на камушке сижу» р. н. м.): Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу, Мелки колышки тешу, Огород свой горожу. Ай ли, ай люли, огород свой горожу. Девочки-казачки, разбирайте колышки! Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг. Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре. Водящий: Кума, кума, продай колышки! - Купи! - А что стоит? - Кочан капусты, веник да рубль денег. - Ну, по рукам, да в баню! Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Вдруг Ваня падает на землю… Соня (обиженно): Раз, два, раз, два И закончилась игра! Настя: Ой, батюшки, замарался-то как, скидавай рубаху, стирать буду! (Настя помогает подняться Ване и ведет в курень, переодеться). М.р.: Стиральных машин у казаков не было… стирали в корыте с помощью доски для стирки. КСЮША: Водопровода тоже не было, воду носили из колодца. Колодец был не в каждом дворе, а помогало казачке вот это коромысло, его одевали на плечи и носили сразу по два ведра. (Показывает.) Артем: Какими сильными были казачки! М.р.: Да, все домашнее хозяйство вели именно женщины, в то время, как мужчины были воинами, они защищали донскую землю и свою семью от неприятельских набегов. (Дети идут в музей за инструментами, готовятся к оркестру). М.р.: В нашем музее оформлено также несколько экспозиций. -Народно-прикладного детского творчества. Эти работы сделаны руками наших дошкольников. -Казачья кухня. Здесь вы можете увидеть посуду и блюда, бытовавшие у казаков. -Военная экспозиция. Во все времена существовали войны…это –экспозиция-памяти. -Мини-музей музей в музее) казачьих музыкальных инструментов. Мы с детьми часто пользуемся ими на занятиях и праздниках. Эй, ребята- музыканты, Покажи свои таланты! ОРЕСТР исполняет казачью мелодию «Во горенке». М.р.: Гости дорогие, над дверями нашего музея висит подкова. Существует старинное казачье поверье: кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Мы с казачатами желаем вам и вашим семьям счастья, достатка и процветания. И предлагаем, передавая подкову, высказаться о нашей экскурсии. На память мы дарим вам эти буклеты и приглашаем на чай с баранками да пряниками. Экскурсия также проводилась в рамках плана преемственности между ДОУ и школой. Встреча получилась очень интересной и познавательной для школьников.
|