Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Актуальные методы работы с дошкольниками по народным сказкам «Художественное слово в жизни ребенка»
Фольклор
Автор: Бурова Инесса Артуровна Мурашева Ольга Геннадьевна   
27.02.2024 15:11

Актуальные методы работы с дошкольниками по народным сказкам «Художественное слово в жизни ребенка»Актуальные методы работы с дошкольниками по народным сказкам «Художественное слово в жизни ребенка»

Период раннего и дошкольного детства — ведущий в развитии человека. Возраст до 5 лет богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимать нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, овладевая речью, дети получают ключ к познанию окружающего и пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых.

Величайший творец и педагог – народ – создатель песенок и потешек именно для такого эмоционального контакта с маленьким ребенком. Под звуки ласковых слов мамы, которая напевает песенку или рассказывает коротенькую сказку, ребенка можно умыть, накормить. Это превращается в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития малыша. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия, подготавливают ребенка к дальнейшему правильному произношению.

 

М. Горький писал: «… не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки… многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, песенках загадках у нянек, солдат, кучеров, пастухов». «Ребенок…- подчеркивал Горький – хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится разным тонкостям языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

В период раннего детства впервые пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни, в это время закладываются основы личностных качеств, начинают формироваться первые черты характера.

О необходимости развивать у детей моральные и эстетические чувства много писал В.Г. Белинский. Он подчеркивал, что чем моложе ребенок, тем более непосредственным должно быть его воспитание на ярких положительных примерах, побуждающих в нем чувство любви, справедливости, человечности.

Стараясь пробудить лучшие чувства, уберечь от душевного равнодушия, черствости, эгоизма, народ в сказках показал борьбу сил добра и зла, подчеркивал, как трудно преодолеть его, народ старался закалить душевные силы ребенка и вселить уверенность, что как бы велико не было зло, добро всегда побеждает, но для борьбы с несправедливостью, подлостью нужно иметь много мужества, стойкости, выносливости.

Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребенка. Дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне поддерживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем» как бы поднимают все душевные силы маленького человека на новую ступень, и дают возможность интуитивно, чувствами познать то, что разумом он еще не мог бы осмыслить.

В.Г. Белинский писал о восприятии произведений искусства: «Чувство предшествует знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее».

Народ создает сказки не только героического характера. Осмеиваются злобность, заносчивость, трусость, глупость. В иных сказках наряду с осмеянием человеческих пороков внимание детей привлекается к природным явлениям и особенностям внешнего вида птиц, зверей. Такие сказки приучают к образному восприятию самой действительности, воспитывают видение богатства, многообразие окружающего мира, интерес к нему.

Четкость образов, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным, но многое зависит и от того, как они будут прочитаны, насколько наше проникновение в текст окажется глубоким и рассказчик правильно передаст и моральную направленность, и остроту ситуации, и образы персонажей, и свое отношение к описываемым событиям. Дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты.

Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно ты сам был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, его выразительность, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть слово.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатление часто бывают неточными. Напряженно следя за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, т.к. ребенок все более вникает в закономерность развития событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Малыш больше, вслушивается и в звучание самой речи, запоминает какие-то отдельные, понравившиеся выражения, своеобразные обороты речи.

Сам процесс восприятия произведения искусства несет радость. Наиболее ярко это проявляется у совсем маленьких детей, которых радует вид красочного рисунка, звучание песенки, содержание которых ему еще малопонятно.

В дальнейшем ребенок часто утрачивает в известной степени эту непосредственность восприятия.

Главным становится содержание произведения и, до тех пор, пока ребенок не поймет во всех подробностях, как, каким образом, с помощью чего удается одержать победу над силами зла, он не замечает средств выразительности. Зато повторные прослушивания возвращают ему возможность снова радоваться звучанию уже хорошо знакомой сказки.

Для того чтобы с самого начала дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с которыми им дальше покажут сказку – род настольного театра. Внимание детей, начиная с 3-х – 4-х летнего возраста, можно привлечь присказкой. Она и настроит детей на слушание сказки, и как бы отграничит от повседневных дел те особые события, о которых пойдет рассказ, подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности звучания сказки.

Много сложных, специальных присказок.

Например:

За ступенькою ступенька –
Станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько –
Будет песенка

В раннем детстве ребенку необходимо общение с взрослым, его личное присутствие и реакция на любое его проявление. Для каждого возраста необходимы определенные виды общения и формы активности ребенка. Ведь развитие происходит в процессе активных действий малыша во взаимодействии с воспитывающим взрослым. В раннем детстве инструментом, обеспечивающим развитие малыша, является материнский фольклор.

Многие родители и воспитатели остро ощущают свою беспомощность в общении с малышом, отсутствия опыта игрового взаимодействия с ним, а так же способов успокоения и развлечения ребенка. Важным для воспитателей является и овладение образным, живым языком народной речи, сохранившимся в текстах материнского фольклора. Очевидно, что современные родители, а зачастую и воспитатели, не владеют традиционными механизмами передачи культурного наследия, поскольку сами были воспитаны вне традиционной культуры материнства.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год