Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Фольклор
Автор: Королёва Регина Рафисовна   
04.01.2024 20:58

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Программное содержание:

  • дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества
  • продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки)
  • дать различие между народной и авторской сказками
  • Игра в хороводную игру «Ходит Ваня», используя выразительные средства речи, мимику, жесты
  • развивать словарный запас детей за счёт новых слов
  • прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход занятия

(Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.)

- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)

 

- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)

- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С. Пушкина, К.Чуковского А. Барто. и т.д.)

- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть, сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть, сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Дети: Есть, бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).

- Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

- А какие загадки знаете вы?

(Этот серенький комочек

Прячет ушки под кусточек,

А зимой он беленький,

Всех боится, бедненький!) (заяц)

Острые зубы, серая шубка,

Зайцы боятся его не на шутку.

Красную Шапочку он проглотил,

да и козлят не пощадил! (волк)

В русской сказке живёт

Рыжая красавица,

Самой хитрой слывёт,

Зайцу жить спокойно не даёт! (лиса)

Это кто же косолапый

Зиму всю сосёт он лапу.

А весною из берлоги

Вылезает лежебока? (медведь)

Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,

Здесь земля как будто тесто, а взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги. (Болото)

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

Теперь я вам прочитаю потешку

В нашей группе есть:

Два Самата –

Раскрасавцы ведь они,

И, конечно же, есть Айлин –

Она словно кукла наша.

Есть и Эвелина и Ясмина, Амина и Анель,

Данелия Эмилия, Алиса и Артур,

Егор, Эмин

Не забудем проИлюшу. И про Диму и Марусю

Сколько в группе есть ребят?!

Есть Марьяна – хохотушка, и Арина ее подружка

Наши Амалия Оливия –веселушки.

Озорной и смышленый наш Никита

Есть тихая и скромная

Девочка Малика

Есть ещё и Петр

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещёАдилюшка

Очень милая девчонка

Ты никем не заменима!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте поиграем в русскую народную хороводную игру:

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и педагог становятся в круг. Педагог и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем педагог меняет ведущего, игра продолжается.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка.

Воспитатель: А еще я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей). Можете придумать.

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год