Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве» |
Фольклор | |||
Автор: Королёва Регина Рафисовна | |||
04.01.2024 20:58 | |||
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве» Программное содержание:
Ход занятия (Звучит музыка в зал входят дети. Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.) - В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)
- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим. - Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ) - Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С. Пушкина, К.Чуковского А. Барто. и т.д.) - Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые) Дети: Есть, сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Дети: Есть, сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Дети: Есть, бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. - Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей). - Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные». - А какие загадки знаете вы? (Этот серенький комочек Прячет ушки под кусточек, А зимой он беленький, Всех боится, бедненький!) (заяц) Острые зубы, серая шубка, Зайцы боятся его не на шутку. Красную Шапочку он проглотил, да и козлят не пощадил! (волк) В русской сказке живёт Рыжая красавица, Самой хитрой слывёт, Зайцу жить спокойно не даёт! (лиса) Это кто же косолапый Зиму всю сосёт он лапу. А весною из берлоги Вылезает лежебока? (медведь) Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет, Здесь земля как будто тесто, а взойдёт — и всех разбудит. (Солнце) Здесь осока, кочки, мхи — Нет опоры для ноги. (Болото) Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор) Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок) Теперь я вам прочитаю потешку В нашей группе есть: Два Самата – Раскрасавцы ведь они, И, конечно же, есть Айлин – Она словно кукла наша. Есть и Эвелина и Ясмина, Амина и Анель, Данелия Эмилия, Алиса и Артур, Егор, Эмин Не забудем проИлюшу. И про Диму и Марусю Сколько в группе есть ребят?! Есть Марьяна – хохотушка, и Арина ее подружка Наши Амалия Оливия –веселушки. Озорной и смышленый наш Никита Есть тихая и скромная Девочка Малика Есть ещё и Петр Умный, добрый мальчик наш Есть у нас ещёАдилюшка Очень милая девчонка Ты никем не заменима! Нету только лишь Акульки, Она маленькая, в люльке; Нет у нас Матрёнки, Она крошечка – в пелёнке. Нет Ивана, Фёдора. Кого нет, не перечесть! Я люблю того, кто есть Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Давайте поиграем в русскую народную хороводную игру: «Ходит Ваня» Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу. Ход игры: Дети и педагог становятся в круг. Педагог и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем педагог меняет ведущего, игра продолжается. Ходит Ваня, ходит Ваня Ищет Ваня, ищет Ваня, Для себя дружочка Нашел Ваня. Нашел Ваня Для себя дружочка. Воспитатель: А еще я знаю смешную дразнилку: Федя – медя – требуха Съел корову и быка, И пятнадцать поросят Только хвостики висят. Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку. - А какие дразнилки известны вам? (ответ детей). Можете придумать. Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего: «Тары – бары, растабары! У Варвары куры стары!» - Какие считалки знаете вы? (ответ детей). А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. - Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество. Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.
|