Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида»
Важное направление деятельности педагогов ДОУ на современном этапе — создание условийдля личностного развития дошкольников, их позитивной социализации на основе формирования ценностного отношения к культурному наследию и традициям своего народа.
Именно поэтому одним из путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обращение к русской народной культуре с учетом этнокультурного многообразия.
Фольклор — одно из действенных и ярких средств устного народного творчества, таящего огромные дидактические возможности. Осуществляя комплексный системный подход, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели группы в 2022-2023 учебном году реализовали проект «Кладовая детского фольклора», который отвечает требованиям ФГОС ДО, отражающих один из основных принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Актуальность проекта:
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало, доставлять им радость. Малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Внедрение данного проекта внесет вклад в решение проблемы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию наших воспитанников.
Цель проекта: Приобщение детей к традициям и культуре своего народа. создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Задачи проекта:
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать слуховое восприятие и внимание, музыкальные способности, чувство ритма и координацию движений.
- Продолжать знакомить детей с шумовыми и музыкальными инструментами.
- Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей посредством фольклора. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
- Разнообразить игровой досуг детей в течение дня.
- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствовать систему взаимодействия с родителями, педагогами в процессе проекта.
Для реализации проекта была разработана специальная развивающая предметно-пространственная среда в группе, в музыкальном зале:
- картотеки потешек, закличек, подвижно – хороводных игр, колыбельных песен, музыкального репертуара, логоритмических игр на материале потешек
- литературный, иллюстрированный, наглядно-дидактический материал, дидактические игры по теме «Фольклор в повседневной жизни» в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников
- мультимедийные презентации, CDдиски с потешками, сказками и другими формами фольклора
- «уголок ряженья» для музыкальной и театрализованной деятельности
- разные виды театров по русским народным сказкам.
Формы образовательной деятельности в процессе реализации проекта:
- занятия по музыкальной деятельности
- занятия учителя-дефектолога
- занятия воспитателей по продуктивным видам деятельности
- совместная образовательная деятельность педагогов и детей
- самостоятельная деятельность детей под наблюдением педагогов
- режимные моменты.
В процессе реализации проекта использовали следующие методы и приемы:
- организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений
- оформление книжного уголка, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки
- выставка книг с различными жанрами фольклора
- дидактические игры по ознакомлению с потешками «Кто в домике живёт?», «Чей домик?», «Угадай и собери»
- рассматривание иллюстраций, картин по потешкам; чтение, беседа по содержанию потешки, заучивание потешки
- обыгрывание потешек с использованием костюмов, шапочек, масок.
- занятия педагогов группы с использованием потешек
- пальчиковые игры «Сорока», «Две тетери», «Кот Мурлыка», «Коза» и т.д.
- прослушивание потешек и других фольклорных форм в аудиозаписи
- просмотр видео презентаций потешек
- использование продуктивных видов деятельности при ознакомлении с фольклором
- оформление выставки рисунков «Наши любимые потешки»
- проведение русских народных подвижных и хороводных игр
- слушание русских народных сказок, игры – драматизации по любимым сказкам.
Эффективными методами считаем прослушивание в аудиозаписи, просмотр видеопрезентаций малых фольклорных форм, использование разных видов деятельности (игровой, продуктивной).
Наши воспитанники очень любят играть на детских музыкальных инструментах. Игра на детских шумовых музыкальных инструментах – развивает у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Особое место в процессе реализации проекта занимало использование педагогами группы музицирования на детских шумовых, музыкальных инструментах.
Педагогическая деятельность в данном направлении состояла из нескольких этапов. На первом этапе:
- слушание звучания детских музыкальных инструментов
- самостоятельная игра детей на инструментах
- настольные дидактические, речевые игры.
На втором этапе педагоги группы организовывали:
- шумовое оформление потешек ( «Большие ноги шли по дороге»)
- двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов ( «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен); «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)
- художественно-продуктивная деятельность (рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов по трафарету, аппликация «Укрась ложки, бубен»)
На 3 этапе:
- логоритмические игры на материале русских потешек (обыгрывание потешек с использованием музыкальных и шумовых инструментов) «Петушок», «Мишка косолапый», «Шумовое оформление сказки «Курочка Ряба», «Идёт коза рогатая», «Самолет» и т. д.
- музыкальные праздники и развлечения: «Пришла коляда-отворяй ворота», «Котята в гостях у кошки»
- участие в конкурсах.
При организации совместной деятельности педагогов использовали эффективные формы взаимодействия:
- наглядная информация «Малые фольклорные формы», «Вот как мы играем»
- консультация для педагогов группы «Организация музицирования на детских музыкальных инструментах»
- презентация проекта на педагогическом совете в детском саду.
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством не была бы положительной, если бы не уделялось должного внимания вопросу взаимодействия с родителями. Для этого мы использовали различные формы работы с родителями:
- анкетирование родителей «Малые формы фольклора»
- памятка «Фольклор в повседневной жизни детей»
- оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома», «Читаем детям»
- создание презентации «Кладовая детского фольклора» (отчёт о проекте), слайд-шоу «Дети и фольклор» (через группу в интернете «Радуга»)
- семинар — практикум «Играем на музыкальных инструментах»
- беседы, консультации «Роль фольклора в развитии речи детей", "Воспитание детей средствами фольклора», «Роль музыкального фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
- оформление альбома, выставки творческих работ «Наши любимые потешки», « «Народные музыкальные инструменты»
- фотовыставки «Как мы праздник отмечали!», «Кладовая детского фольклора»
- оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье".
Результат:
Дети:
- сформировано положительное отношение к режимным моментам
- повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
- повысился уровень слухового восприятия и внимания, уровень музыкальных способностей
- словарь детей обогатился новыми словами, выражениями; воспитанники овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками
- повысился уровень игры на музыкальных инструментах, уровень артистических способностей в процессе игр — драматизаций, обыгрывания потешек
- повысилось чувство ритма в доступных для детей формах в процессе ознакомления с фольклором
- стали проявляться нравственные черты характера: сострадание, доброта, уважение.
Родители:
- повысилась заинтересованность родителей жизнью группы, желанием участвовать в ней
- сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в домашних условиях
- повысился общий культурный уровень.
Нами был сделан вывод, что малые фольклорные формы выполняют коррекционные функции в развитии и воспитании детей с ОВЗ; несут в себе психологический комфорт, эмоциональное общение, накопление положительного нравственного опыта, радость, красоту, помогают в овладении речью.
Педагоги группы и музыкальный руководитель в дальнейшем планируют использовать устное народное творчество в коррекционно-развивающей деятельности.
Музыкальный руководитель: Петришина Елена Валерьевна
Учитель-дефектолог: Князева Людмила Евгеньевна
|