Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»
Фольклор
Автор: Петришина Елена Валерьевна Князева Людмила Евгеньевна   
03.01.2024 17:55

Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида»

Важное направление деятельности педагогов ДОУ на современном этапе — создание условийдля личностного развития дошкольников, их позитивной социализации на основе формирования ценностного отношения к культурному наследию и традициям своего народа.

Именно поэтому одним из путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обращение к русской народной культуре с учетом этнокультурного многообразия.

Фольклор — одно из действенных и ярких средств устного народного творчества, таящего огромные дидактические возможности. Осуществляя комплексный системный подход, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели группы в 2022-2023 учебном году реализовали проект «Кладовая детского фольклора», который отвечает требованиям ФГОС ДО, отражающих один из основных принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Актуальность проекта:

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало, доставлять им радость. Малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Внедрение данного проекта внесет вклад в решение проблемы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию наших воспитанников.

Цель проекта: Приобщение детей к традициям и культуре своего народа. создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи проекта:

  • Развивать интерес и любовь к фольклору.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать слуховое восприятие и внимание, музыкальные способности, чувство ритма и координацию движений.
  • Продолжать знакомить детей с шумовыми и музыкальными инструментами.
  • Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей посредством фольклора. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
  • Разнообразить игровой досуг детей в течение дня.
  • Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах.
  • Совершенствовать систему взаимодействия с родителями, педагогами в процессе проекта.

Для реализации проекта была разработана специальная развивающая предметно-пространственная среда в группе, в музыкальном зале:

  • картотеки потешек, закличек, подвижно – хороводных игр, колыбельных песен, музыкального репертуара, логоритмических игр на материале потешек
  • литературный, иллюстрированный, наглядно-дидактический материал, дидактические игры по теме «Фольклор в повседневной жизни» в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников
  • мультимедийные презентации, CDдиски с потешками, сказками и другими формами фольклора
  • «уголок ряженья» для музыкальной и театрализованной деятельности
  • разные виды театров по русским народным сказкам.

Формы образовательной деятельности в процессе реализации проекта:

  • занятия по музыкальной деятельности
  • занятия учителя-дефектолога
  • занятия воспитателей по продуктивным видам деятельности
  • совместная образовательная деятельность педагогов и детей
  • самостоятельная деятельность детей под наблюдением педагогов
  • режимные моменты.

В процессе реализации проекта использовали следующие методы и приемы:

  • организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений
  • оформление книжного уголка, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки
  • выставка книг с различными жанрами фольклора
  • дидактические игры по ознакомлению с потешками «Кто в домике живёт?», «Чей домик?», «Угадай и собери»
  • рассматривание иллюстраций, картин по потешкам; чтение, беседа по содержанию потешки, заучивание потешки
  • обыгрывание потешек с использованием костюмов, шапочек, масок.
  • занятия педагогов группы с использованием потешек
  • пальчиковые игры «Сорока», «Две тетери», «Кот Мурлыка», «Коза» и т.д.
  • прослушивание потешек и других фольклорных форм в аудиозаписи
  • просмотр видео презентаций потешек
  • использование продуктивных видов деятельности при ознакомлении с фольклором
  • оформление выставки рисунков «Наши любимые потешки»
  • проведение русских народных подвижных и хороводных игр
  • слушание русских народных сказок, игры – драматизации по любимым сказкам.

Эффективными методами считаем прослушивание в аудиозаписи, просмотр видеопрезентаций малых фольклорных форм, использование разных видов деятельности (игровой, продуктивной).

Наши воспитанники очень любят играть на детских музыкальных инструментах. Игра на детских шумовых музыкальных инструментах – развивает у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Особое место в процессе реализации проекта занимало использование педагогами группы музицирования на детских шумовых, музыкальных инструментах.

Педагогическая деятельность в данном направлении состояла из нескольких этапов. На первом этапе:

  • слушание звучания детских музыкальных инструментов
  • самостоятельная игра детей на инструментах
  • настольные дидактические, речевые игры.

На втором этапе педагоги группы организовывали:

  • шумовое оформление потешек ( «Большие ноги шли по дороге»)
  • двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов ( «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен); «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)
  • художественно-продуктивная деятельность (рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов по трафарету, аппликация «Укрась ложки, бубен»)

На 3 этапе:

  • логоритмические игры на материале русских потешек (обыгрывание потешек с использованием музыкальных и шумовых инструментов) «Петушок», «Мишка косолапый», «Шумовое оформление сказки «Курочка Ряба», «Идёт коза рогатая», «Самолет» и т. д.
  • музыкальные праздники и развлечения: «Пришла коляда-отворяй ворота», «Котята в гостях у кошки»
  • участие в конкурсах.

При организации совместной деятельности педагогов использовали эффективные формы взаимодействия:

  • наглядная информация «Малые фольклорные формы», «Вот как мы играем»
  • консультация для педагогов группы «Организация музицирования на детских музыкальных инструментах»
  • презентация проекта на педагогическом совете в детском саду.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством не была бы положительной, если бы не уделялось должного внимания вопросу взаимодействия с родителями. Для этого мы использовали различные формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей «Малые формы фольклора»
  • памятка «Фольклор в повседневной жизни детей»
  • оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома», «Читаем детям»
  • создание презентации «Кладовая детского фольклора» (отчёт о проекте), слайд-шоу «Дети и фольклор» (через группу в интернете «Радуга»)
  • семинар — практикум «Играем на музыкальных инструментах»
  • беседы, консультации «Роль фольклора в развитии речи детей", "Воспитание детей средствами фольклора», «Роль музыкального фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
  • оформление альбома, выставки творческих работ «Наши любимые потешки», « «Народные музыкальные инструменты»
  • фотовыставки «Как мы праздник отмечали!», «Кладовая детского фольклора»
  • оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье".

Результат:

Дети:

  • сформировано положительное отношение к режимным моментам
  • повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
  • повысился уровень слухового восприятия и внимания, уровень музыкальных способностей
  • словарь детей обогатился новыми словами, выражениями; воспитанники овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками
  • повысился уровень игры на музыкальных инструментах, уровень артистических способностей в процессе игр — драматизаций, обыгрывания потешек
  • повысилось чувство ритма в доступных для детей формах в процессе ознакомления с фольклором
  • стали проявляться нравственные черты характера: сострадание, доброта, уважение.

Родители:

  • повысилась заинтересованность родителей жизнью группы, желанием участвовать в ней
  • сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в домашних условиях
  • повысился общий культурный уровень.

Нами был сделан вывод, что малые фольклорные формы выполняют коррекционные функции в развитии и воспитании детей с ОВЗ; несут в себе психологический комфорт, эмоциональное общение, накопление положительного нравственного опыта, радость, красоту, помогают в овладении речью.

Педагоги группы и музыкальный руководитель в дальнейшем планируют использовать устное народное творчество в коррекционно-развивающей деятельности.

Музыкальный руководитель: Петришина Елена Валерьевна

Учитель-дефектолог: Князева Людмила Евгеньевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год