Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по чувашской легенде о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар «ТАНЦУЮЩЕЕ СОЛНЦЕ».
Фольклор
Автор: Рубцова Светлана Владимировна, Кириллова Наталия Ивановна   
23.12.2023 12:31

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по чувашской легенде о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар «ТАНЦУЮЩЕЕ СОЛНЦЕ».Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по чувашской легенде о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар «ТАНЦУЮЩЕЕ СОЛНЦЕ».

Рубцова Светлана Владимировна, Кириллова Наталия Ивановна, воспитатели МАДОУ» Батыревский детский сад «Сказка»

Цели и задачи.

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно — прикладного искусства.

Закрепить представление о назначении изделий (лапти, сумка, салфетки, масмак); продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека. Учить создавать образ — символ чувашского узора «шагающего» солнца (или танцующее) в технике квиллинг. Развивать творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно — прикладного искусства.

 

Материал.

Письмо, лапти, сумка, фартук, салфетки, масмак, карточки с чувашскими узорами, изобразительная модель оригинала узора солнца (карточка с рисунком узора); красный фон размером ½ альбомного листа, полоски желтого цвета, клей, кисточка, инструмент для квиллинга, неоконченный образец.

ХОД.

Дети играют в группе. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель подходит к детям.

- Здравствуйте ребята. Посмотрите на меня, какая я сегодня нарядная. А что это за платье на мне, какой национальности. Правильно, Чувашский национальный костюм. А на голове что за повязка? (Масмак) Все правильно. Свои выходные я провела у бабушки Прасковьи. Она подарила мне платье, головной убор, котомку и салфетку, письмо для вас.

Ребята, давайте сядем и прочитаем письмо.

Дети рассаживаются. Воспитатель достаёт письмо и читает:

«Здравствуйте, мои дорогие ребята. Пишет вам ваша бабушка Прасковья. Я знаю, что у вас в садике есть музей и потому посылаю вам подарки для вашего музея. Надеюсь, они вам пригодятся. А пока до свидания. Ваша бабушка Прасковья.»

Воспитатель достаёт из котомки по очереди салфетки, лапти, сумку, масмак. Дети называют их и уточняют, для чего они служат.

Салфетки — украшение для комнаты, стола. Лапти — обувь. Раньше не было тапочек, туфель, сапог, и люди носили вот такие лапти, в любую погоду.

Сумка — котомка. Что это? (ответы детей).

Это такая сумка. У нас сейчас разные, интересные сумки, сделаны из кожи. А раньше шили вот такие сумки, сшитые из грубой холщевой ткани. Но ткань была прочная. А чтобы сумка была красивой, женщины украшали её узорами, вышивкой. И сумки становились нарядными и красивыми. Эта сумка очень старая. Посмотрите, у неё узоры выцвели и даже кое — где порвались, но сама сумка всё такая же прочная.

А носили сумку вот так, через плечо, а руки оставались свободными.

Очень хороший экспонат для нашего музея.

А теперь давайте посмотрим, что же ещё лежит в посылке, (достаёт масмак).

А кто помнит, как называется это изделие?

Это женская головная повязка — масмак (повтор детьми). Носили их в праздники. Таким повязкам больше ста лет.

-Носили её вот так.

А как вы думаете, кто носил масмак? Девушки носили такой масмак? (предположения детей).

Да, носили для красоты, Носили в качестве оберега, т. е. Девушки думали, что масмак защищает их от болезней, злых духов.

Воспитатель развешивает масмак и спрашивает:

- Посмотрите и скажите, нравятся вам эти подарки, красивы они? Чем они красивы? — Да, они красивы своими узорами. Узоры не только радуют нас своей красотой, они ещё рассказывают нам о жизни людей, о природе. Через узоры можно узнать, как жили люди раньше, чем они занимались, что они любили. Если всмотреться в узоры, то можно сказать, что они что — то обозначают. И мы с вами это знаем.

Давайте сейчас поиграем в игру «Что обозначает узор». Но сначала я загадаю вам загадки про эти узоры, а отгадки вы должны найти вот в этих узорах чувашской вышивки (воспитатель расставляет карточки с узорами на доске, но не называет их) — вода, небо, животное, горы, солнце разное. Итак, первая загадка.

1. Его зимой и летом мы видели раздетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

Но зимние метели в меха его одели (дерево) Дети отгадывают и находят нужный узор.

2. Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (вода, река).

3. С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, хвост — колечком. (собака, животное).

4. Светит, сверкает, всех согревает. (солнце). Дети показывают все солнца, их несколько.

- Вы верно показали солнце и посмотрите, как по — разному чувашские мастерицы изображали его. Они любили солнце и связывали с солнцем красоту природы. Они рассматривали солнце как красу дня, красу Вселенной. Об это говорили так: «Из — за леса взошло солнце и день стал прекрасным». Или ещё говорили» «Солнце красное восходит, красотою мир сияет. Стоит солнцу закатится, красоту и мир теряет».

Образ солнца для всех народов, и для чувашского тоже, был главным. Поэтому образ солнца отобразили не только в вышивках на масмаках, но и в легендах, песнях, играх, хороводах. Мы с вами тоже знаем хороводную игру, давайте поиграем.

ИГРА «Луна или солнце» (чувашская народная игра).

После игры воспитатель показывает ещё один узор — «танцующее солнце»

-Как вы думаете, что обозначает этот узор? (ответы детей)

-Это тоже солнышко. Так чувашские женщины изображали «танцующее» солнце. И даже есть такая легенда: «Почему солнце танцующее?» Хотите послушать?

Воспитатель рассказывает легенду.

«Все вы знаете, что есть такой праздник — Пасха, по — чувашски — Манкун.

В день наступления Пасхи рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне деревни.

По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит, пританцовывая, то есть особенно торжественно и радостно. Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали ребятам древние легенды и сказки о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. А легенда такая.

-За долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба. Солнце всё меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословление старцев, направилась на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и семь ночей сражались батыры со слугами Вупар и, наконец, одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежало в подземелье, спряталось во владениях Шуйтана.

Подняли батыры ослабевшее солнце, осторожно положили на вышитый масмак. Поднялись на гору на самом восточном углу Вселенной, на высокое дерево на вершине этой горы. Бережно установили ещё слабое солнце на небесную твердь. Подбежала тут мать солнца, подняла сына на руки, приложила к груди, накормила молоком. Воспрянуло светлое солнышко, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось солнышко по хрустальному небесному своду, пританцовывая от радости».

- Интересная легенда? Она мне тоже очень понравилась. А где видно, что солнце пританцовывает, что у него есть ноги? Да, мы не видим, их нет на наших вышивках. А давайте мы с вами сами создадим образ солнышка — солнце восходит, пританцовывает. Я приготовила и хотела послать этот узор бабушке Перасковье, чтобы она могла вышить его. Но я не закончила узор. помогите мне это сделать. Чего здесь не хватает? Да, здесь нет у солнца «ног».

Давайте мы с вами сядем за столы, где вам будет удобнее, и я вам объясню и покажу каким необычным способом нарисуем узор.

Мы это сделаем при помощи бумажных полосок, скручивая тугие роллы. Т.е. при помощи Квиллинга.

Для этого надо взять бумажную полоску, при помощи инструмента скрутить тугие роллы. Выложить на нашу салфетку узор аккуратно, совмещая по нарисованной линии и приклеить. С клеем нужно работать аккуратно иначе узор получится некрасивым.

Все делаем по схеме. А теперь скажите, что сначала надо сделать?

-Да, вначале крутим роллы. На схему наклеивают поочередно каждый ролл.

В ходе работы звучит спокойная музыка. Воспитатель подходит к детям, советует, помогает.

В конце воспитатель предлагает расставить все работы на доске или разложить на столе.

-Нравятся вам ваши узоры?

Да, они получились очень красивые, аккуратные. Солнышки действительно как — будто пританцовывают, кружатся, пляшут. И от этого в нашей группе стало ещё веселее, светлее, радостнее.

Литература.

- Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов «Чувашское народное искусство», Чебоксары 1981 год.

- Е. Енькка «Повествование о чувашах», Чебоксары 2001 год.

- И. В. Махалова, Е. И. Николаева «Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа», Чебоксары 2003 год.

- Л. Г. Васильева. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. – Чебоксары: ЧРИО, 2002.

- Л. Г. Васильева «Загадочный мир народных узоров», Чебоксары 2005 год. — Е. С. Сидорова «Чувашские легенды и сказки», Чебоксары 1979 год.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год