«Посиделки» (фольклорный праздник) 6-7лет. |
Фольклор | |||
Автор: Каширина Ольга Александровна | |||
31.10.2023 11:36 | |||
«Посиделки» (фольклорный праздник) 6-7 лет. На входе в Светёлку гостей встречают девочки в русских народных костюмах. Цель фольклорного праздника — познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями. Своей яркостью, колоритностью, простотой фольклорные праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами. Задача воспитателя – соединение обучения и воспитания через рассмотрение обычаев народной культуры. Девочки: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, гости долгожданные! В свете есть такое чудо, В Хомяково детский сад! Полон озорных ребят. Здесь поём мы и играем, про фольклор не забываем.
Приглашаем всех в «Светёлку», на посиделки. (Гости входят в Светёлку). За столом сидит дед. Пьёт чай. У окна баба, прядёт куделю. Внучка у печи перетирает и ставит на полку посуду. Звучит аудиозапись балалайки. Дед: Что ты внученька, всё у печи вертишься? Сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаёвничать. Бабку от кудели не оторвёшь. Баба: А мне прясть – всё равно, что песню петь. А, колесо пряличье, так и жужжит, так и напевает. Внучка садится к столу. Внучка: Зато ты у нас, дедушка, молодец. Всё чаёк попиваешь. Дед: Да ладно вам! Лучше бы песню заиграли, а я бы подтянул. Внучка и баба поют, а дед подтягивает (рус. нар. песня «Как на поле да на поляне»). Раздаётся стук в дверь. Входят девочки в русских народных костюмах. В корзинках пирожки, булочки, рукоделие. Гостинцы выкладывают на стол. 1 девочка: Здравствуйте, хозяева! (поклон). Мир вам и мы к вам! Внучка: Давно поджидаем! Где-то вы, матушки, загулялись? 2 девочка: А, вот мы, покуда, пирогов напекли, семечек нажарили да косы заплели, вот уж и вечер настал. Внучка: Проходите, касатушки. У меня уж самовар давно вскипел, вас дожидается! Все рассаживаются, достают рукоделие. Баба: Покажите-ка, милые, своё рукоделие.
Дед: Какой такой позумент? 2 девочка: Это обшивка, золототканая лента. 3 девочка: А я рубаху из китайки вышиваю. Дед: Какая такая китайка? 3 девочка: Китайка-ткань хлопчатобумажная, полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет. Вот, рубаху сшила, теперь вышиваю. 4 девочка: А я понёву украшая вышивкой. 5 девочка: А я бусы нанизываю. 6 девочка: Я узоры вышиваю на пяльцах. Красивые стёжки получаются. Баба: То-то я смотрю, умницы вы и рукодельницы.
Выходят все девочки, становятся полукругом. Поют песню. Выходили красны девицы, Из ворот гулять на улицу. Ой-ли, ой-ли, да лю-ли, Из ворот гулять на улицу. Выносили красны девицы. Во белых руках по соловью. Ой-ли, ой-ли, да лю-ли, Во белых руках по соловью. Соловьи-то как рассвищутся, Красны девки разгуляются, Ой-ли, ой-ли, да лю-ли. 1 девочка: Как нам девушкам, Как нам красным Новы песни не заводить? Без парней-то нам не весело! Стук в дверь. Входят мальчики в русских национальных костюмах, кланяются. Дед: Вот удальцы! Звонко пели, плясали, играли, даже мне ногой топнуть захотелось! Баба: Так топни, кто не даёт? Дед: Боюсь рассыпаться. Все садятся на скамейку друг против друга. Мальчики: Девочки-беляночки. Где вы набелилися? Девочки: Мы вчера коров доили. Молоком умылися. Мальчики: Запрягу я кошку в дрожки. А котёнка в тарантас. Повезу свою подружку. Всем соседям на показ. Девочки: Мы, тульские девчата, очень весело живём. В своих новеньких нарядах, мы нигде не пропадём. Мальчики: Сидит ёжик на берёзе, новая рубашка. На головке сапожок, на ноге фуражка. Девочки: Пошла плясать бабушка Лукерья, На затылке нет волос, привязала перья. Мальчики: На окошке два цветочка, голубой да аленький, Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький! За печкой раздаётся шум. Дед: Ой, тут, кажется, кто-то есть (берёт кочергу) А, ну, выходи! С кряхтением появляется лохматый старик. Дед: Ты кто такой? Домовой: Я-Шишок. Дом ваш охраняю от воров, а вы на меня с кочергой, да с ухватом. Я обошёл двор, проверил хозяйство, всё ли в порядке, да вздремнул в тёмном уголке за печкой, а вы своими песнями да плясками разбудили меня. Слушал я, слушал ваш смех да прибаутки и решил повеселиться с вами (достаёт из-за пазухи сушку, сдувает пыль, вытирает её о кожух и кладёт на стол). Дед: Снимай кожух, да пей с нами чай (домовой пьёт, громко причмокивая от удовольствия). Баба: Шишок, ты, что чай молча, пьёшь? Домовой: Ну, молча, а как надо? Баба: Ну, хоть бы рассказал что-нибудь. Быль иль сказку. Домовой: Ах, сказку… Ну это, пожалуйста. Жил-был царь Ватута, вот и вся сказка тута. Баба: Это очень короткая сказка, так не интересно… Домовой: Я и побольше сказку знаю. Жили-были два павлина, вот и сказки середина. Жили-были два гуся, вот и сказка вся! (подвигает к себе угощение, продолжает пить чай). 1 девочка: Экий ты, дедушка, шутник! Да и мы не лаптем щи хлебаем – всё про тебя знаем! Ты нам не сказку рассказывал, а присказку. Домовой: (с удовольствием прихлёбывая чай). Верно, да ведь без присказки сказки, что без полозьев салазки. Баба: Ну да ладно хватит присказки сыпать. Не хочешь сказку сказывать, так чем другим порадуй нас. Спляши или спой Дед: А я знаю, ребята, одну игру – «У бабушки Маланьи» (выбирают водящую Маланью, дети образуют хоровод и поют). У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке. Семь сыновей, все без бровей, С такими глазами, С такими ушами, С такими… Ничего не ели, на неё глядели, Делали вот так… (Маланья показывает какое-нибудь движение, кто не успевает повторить его, становится водящим). Домовой: А, вот, что я вам скажу. Как на море-океане, на острове Буяне стоит дерево могучее, маковка за тучею, ветви политые, листья золотые. Мимо ехал купец-молодец, да увидел волшебный ларец. Сказки в том ларце старинные, то короткие, то длинные. Как ларец тот наполняется, так загадки появляются. Был, недавно, заезжий купец и оставил заморский ларец. Я ларец тот прибрал, не подумайте, что украл. Вот поедет обратно купец, я верну ему чудо-ларец (достаёт ларец, сдувает пыль и говорит) Сундучок, сундучок, позолоченный бочок, Расписная крышка, медная задвижка. Раз, два, три, четыре, пять, можно загадки начинать. Загадки: В огне не горит, а в воде не тонет (лёд). Два брата в воду глядят, век не сойдутся (берега и река). На бору, на яру стоит старичок-красненький колпачок (гриб). Сидят девушки в горшочках, нижут бисерок на ниточке (пчёлы). Домовой: А, теперь и вы, гостюшки дорогие, отгадайте мои загадки. Не бык, а бодается. Не ест, а еду хватает. Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт (ухват). Никогда не ест, а только пьёт. А как зашумит, всех приманит (самовар). Сидит на окошке кошка. И хвост как у кошки, и нос как у кошки, и ушки, как у кошки, но не кошка (кот). Загадкам конец, а кто слушал — молодец. Вот и закрывается ларец. Ох, и пели, и плясали, а теперь поиграем. Игра «Золотые ворота». 1 девочка: Напекли мы для гостей. Много разных сладостей. К самовару приглашаем, сладким чаем угощаем! 2 девочка: Проходите, проходите! Угощение берите. Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
|