Развлечение в старшей группе «Старинные семейные традиции» |
Фольклор | |||
Автор: Шостак Валентина Сергеевна | |||
08.10.2023 23:10 | |||
Развлечение в старшей группе «Старинные семейные традиции» Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры через игровую деятельность. Задачи:
Материалы: Соленое тесто – для создания оберега, фасоль, монетки, лавровый лист.. Оборудование: Группа оборудована в стиле русской избы: деревянный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревянная посуда, образцы оберегов. Предварительная работа:
Ход деятельности: Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. - Здравствуйте. Воспитатель: Мы отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (групповая комната оформлена под русский быт). В горнице детей встречает русская барышня. Дети: Здравствуйте хозяева! Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Дети: Хотим узнать, что такое оберег? Хозяйка. И расскажу и научу его мастерить, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте и семейных традициях. Традиция – это правила поведения в семье, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами). Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, построеный из бревен. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). Поговорка «Домом жить-обо всем тужить». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.) Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. Ребята, обратите внимание как я одета? Что это за костюм? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Так одевались в старину. Женщины носили длинные сарафаны, рубаха-сорочка, на голове платок. У меня на голове кокошник. Семьи в старину были большие, вместе жили прабабушка, прадедушка, бабушка, дедушка, мама, папа и много детей. Продолжи пословицу: В хорошей семье хорошие дети растут. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Вся семья вместе и душа на месте. Кто родителей почитает, тот счастливым живет Физминутка: Знаю я, что у меня Очень дружная семья. Это мама, это я, Это бабушка моя., Это папа, это дед, И у нас разлада нет. * Когда наступало время трапезы (прием пищи) вся большая семья собиралась за одним большим столом, сидя на длинных лавках. По традиции на середину стола ставили большую миску со щами (или горшок). Ели деревянными ложками. Хлеб резал и раздавал самый старший в семье дед или прадед. Ложку первым тоже брал старший, а потом все остальные члены семьи. Ели быстро и тихо. Раздается звук плача ребенка. Воспитатель: - Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу. Воспитатель: - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает. Воспитатель: - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют Егорушкой. Дети кладут в колыбельку. Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? Дети: - Пели колыбельную. Воспитатель: - А что такое колыбельная? Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок. Воспитатель: - Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем? Дети: - Да. Дети поют совместно с воспитателем: Люлю, люли, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули ворковать, Нашу деточку качать. Сладко спи сыночек мой. Глазки поскорей закрой. Баю баю, птенчик спать. Будет мамочка качать. Баю, баюшка-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок Тебя схватит за бочок. Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки: Толстая Федора наедается не скоро. Но зато когда сыта-от Федоры теплота. (печь) Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай велит. /Самовар/ Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает, А сам на отдых идет. (Ухват.) То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит (Утюг) Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча.) Синее море, Стеклянные берега, Плавает утка, Горит голова. (Керосиновая лампа.) Есть дымковская игрушка – «Водоноска» название, На плечах её Дуга деревянная. (Коромысло) Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру. Девочки: «Ниточка и иголочка». Водящего выбирают считалкой: Как у нас на сеновале Две лягушки ночевали. Утром встали щей поели, А тебе водить велели. Мальчики: П/и «Бревно». Игра «Прошлое и настоящее». Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где научу вас делать оберег. Оберег — это предмет который защищает дом и каждого человека от беды. * Дети переходят в мастерскую: на столах разложены доска, тесто, горох, лавровый лист. Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать оберег-подкову, которая приносит счастье. Практическая работа в мастерской. Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький, Это пальчик длиненький, Этот пальчик сильненький, Этот пальчик толстячок. Ну а вместе-кулачок. Самостоятельная работа. (Форма работы совместно – индивидуальная) Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка. По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ. - Ребята, что интересного и познавательного узнали у меня в гостях? Дети: научились делать оберег
Мне интересно узнать понравилось ли вам у меня в гостях? Найдите свои настроения и оставьте на голубом облаке.
|