Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с татарскими народными традициями и обычаями посредством татарской народной сказки «Три сестры».
Фольклор
Автор: Хлопушина Регина Радиковна Гиниятова Динара Эриковна Гайнетдинова Айгуль Марсилевна   
29.09.2023 10:20

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с татарскими народными традициями и обычаями посредством татарской народной сказки «Три сестры».Конспект образовательной деятельности «Знакомство с татарскими народными традициями и обычаями посредством татарской народной сказки «Три сестры».

Цель: Познакомить воспитанников подготовительной группы с татарской народной сказкой «Три сестры», воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к взрослым, умение прощать.

Познавательные задачи:

  • способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки;
  • формировать умение детей выполнять задания по сюжету сказки;
  • формирование умения работать с симметрией;
  • закрепить навыки выкладывания изображений по контуру;
  • учить моделировать предмет, используя зрительную опору (схему);
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • формировать интерес к развивающим играм посредством погружения в развивающую творческую среду;
  • развивать у детей способность к пониманию слов местного диалекта;
  • развивать кругозор детей посредством знакомства со сказками России, прививать гордость за тех, кто живет с нами в одной стране.

Воспитательные:

  • привить интерес к татарским народным сказкам;
  • способствовать формированию эмоционального отношения к членам семьи, понять основной посыл сказки – учит почтительно и уважительно относится к родителям.

Предварительная работа: чтение детям татарской народной сказки «Три сестры»; подбор иллюстраций к данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек, презентаций.

Материалы и оборудование — развивающие игры на каждого ребенка блоки Дьенеша и палочки Кюизенера; контурные схемы, листки в клеточку для графического диктанта; экран для презентаций, компьютер или ноутбук, музыкальные колонки, презентация к сказке «Три сестры».

Ход занятия:

Дети заходят в зал, зал украшен в стиле татарского дома (изба, стол, скамейки).

Воспитатель: Исенмесез балалар, здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мой дом. А точнее в мою избу. Сегодня я вас познакомлю с татарской народной сказкой.

Воспитатель: Ребята, скажите, кого можно назвать семьей?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Кем приходятся друг другу дети в семье, если это мальчик и девочка?

Дети: брат и сестра. Если это мальчики – братья, если – сестры.

Воспитатель: Дети, какие добрые слова вы говорите своем маме? Какая ваша мама?

Дети: добрая, любимая, ласковая, красивая, умная.

Воспитатель: Мамы всегда заботятся о своих детях, иногда могут и поругать «за дело», но потом обязательно пожалеют. Только вот дети не всегда бывают заботливы по отношению к своим мамам. Сегодня мы послушаем татарскую народную сказку «Три сестры».

Воспитатель: Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Сказкотерапевтический момент

Воспитатель: Ребята, мама всегда работала, растила своих дочерей, а теперь осталась одна? Как вы думаете, какие чувства испытывает мама?

Дети: ей грустно, одиноко, она печалится.

Воспитатель: Правильно, ребята. Маме грустно, что она осталась одна, но мама счастлива и весела за судьбу своих дочек. Ребята, а покажите друг другу печальное, грустное лицо, а теперь веселое.

Воспитатель: Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

Воспитатель: — Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

Воспитатель: Ребята, а что означает слово «Ярмарка» и «Холст».

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ярмарка – выставка и продажа товара. Холст – большой отрез ткани.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

Воспитатель: А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.

Воспитатель: Ребята, чему нас учит эта сказка?

Дети: быть добрыми, помогать своей маме, любить свою семью.

Воспитатель: Правильно, эта сказка о семье, семейных ценностях. Предлагаю вам со мной сыграть в пальчиковую игру про семью на русском и татарском языках.

Играют в игру «Минем гаилем» на татарском языке и «Моя семья» на русском языке.

Воспитатель: Теперь давайте попробуем выполнить задания по сюжету сказки. Будьте очень внимательны. Задание «Подбери слова». Воспитатель называет слова. Дети должны определить, какие из них относятся к старшей и средней сестре, а какие — к младшей.

Список слов: трудолюбивая, внимательная, бессердечная, заботливая, невнимательная, ласковая, отзывчивая, незаботливая, готовая прийти на помощь.

Воспитатель: Какую интересную работу мы с вами сделали. После сложной работы любил татарский народ поиграть в татарские народные игры.

Играют в татарскую народную игру «Тюбетей».

Воспитатель: Ребята, мне почему-то стало грустно от того, как закончилась сказка. Вам понравился конец сказки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли мать простить своих детей? В каком случае?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ведь мама очень переживает, что её дочери так наказаны, на всю жизнь останутся черепахой и пауком. А ведь она их очень любит. Мне её очень жаль. Дочери осознали свою вину перед матушкой, только не знают, как все исправить. Давайте им поможем? Как мы можем им помочь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте им поможем. Предлагаю связать крючком в подарок маме красивые бусы.

Дети проходят за стол, берут в корзиночки с крючком и спицей. Воспитатель подробно рассказывает процесс создания.

Воспитатель: Для того чтобы связать красивые бусы для мамы, нам нужно с вами сначала связать цепочку из воздушных петель. Давайте, вспомним как мы вязали цепочку.

  1. Крючок держим как карандаш.
  2. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
  3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
  4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
  5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязаная петля воздушная.
  6. Таким образом, свяжем цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы. В конце получаются бусы.

Полученные бусы украсим сделанными в прошлом занятие кулонами и подарим наш подарок маме.

Воспитатель: Скоро мать выздоровела и простила своих детей, а черепаха и паучиха превратились в добрых и заботливых дочерей. А мы все вместе помогли им в этом!

Воспитатель: А теперь мы с вами подведем итог занятия. Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что вам понравилось? Не понравилось?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Какие мы можем сделать выводы? Чему учит сказка?

Дети: Надо любить маму, заботиться о ней, помогать в трудную минуту, быть внимательными, заботливыми и благодарными по отношению к ней; мама – самый дорогой, близкий человек.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за ваше старание!

  • Хлопушина Регина Радиковна
  • Гиниятова Динара Эриковна
  • Гайнетдинова Айгуль Марсилевна

Воспитатели, МАДОУ «Детский сад №263», г.Казань

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год